Тоска по совершенству

Стихи совершенство Совершенство, идеал, успех, Украина. Сборник Андрея Ковтуна «Тоска по совершенству» (2019). Острая боль за Отчизну, за наш народ, гложущая тоска по совершенству.

О таких стихотворениях, как в новом, недавно вышедшем в свет поэтическом сборнике запорожского поэта Андрея Ковтуна «Тоска по совершенству» (Запорожье, «Просвіта», 2019), хочется сказать точно и чётко – «наступательная поэзия». И совсем не потому, что раздел гражданской лирики и сатирически заострённых басен здесь занимает главное место. Нет, дело не в этом, в сборнике есть и стихи о героях прошлого, о семье и нравственности, о школе и учителях, о родном крае и его природе. Но эта острая, не проходящая боль за Отчизну, за наш народ, эта гложущая тоска по совершенству во всём – в политике, в сфере социальной справедливости так же, как и в человеческих отношениях и воспитании, – как раз и заставляет Андрея Ковтуна писать так, чтобы его стихи не просто текли лирической рекой и делились с нами чувствами и мыслями автора, но чтобы жгли, бичевали нравственных уродов-«власть имущих», выкорчёвывали, искореняли привитое зло в сфере нравственной, этической, неслись на врага будёновской конницей напора и натиска и сабельным взмахом каждой метафоры, каждого сравнения отсекали всё лишнее, ядовитое, мертвящее от дерева жизни.
Недаром сборник открывается прекрасным стихотворением гражданственного звучания «Тоска по совершенству», в котором автору удалось ясно, просто и в то же время глубоко и афористично отразить весь путь, который прошло человечество, от обезьян и дикарей до наших современников, и поставить очень важный вопрос: «Но приблизился ли человек / хоть на шаг к своему совершенству?», «В чём мы выше и праведней в чём / древних римлян, индусов и греков?.. / Сколько надо столетий ещё, / чтобы стал человек Человеком?» К сожалению, поэту приходится сделать неутешительный вывод, не вселяющий оптимизма: «Зло владело начальственным жезлом. / Оглянись – и ты с грустью поймёшь: / это всё никуда не исчезло», потому что, «если раньше грозились копьём, / то сейчас уже – боеголовкой». И это несмотря на то, что «прогресс... несётся галопом».
Почему это происходит? В чём причина такой воинственности человеческого рода, готового истребить самого себя, лишь бы победить, завоевать, захватить, подчинить, ограбить соседей по планете? Может, мы пошли от волков, а не от обезьяны, – задумывается автор и сам себе отвечает: «Просто мы умудрились понять: / легче что-то отнять, чем построить». Отсюда и наша улыбка-оскал, показывающая клыки, и постоянная готовность напасть на жертву. А превосходный афоризм о человеке и Человеке с большой буквы является прямой отсылкой к Евангелию, где Иисус Христос выступает не просто как пришедший на Землю Сын Божий, но как человек земной, плоть от плоти своей матери, и как Человек Небесный, т.е. являющийся по своим качествам подобием своего Небесного Бога-Отца и недостижимым, но таким желанным идеалом для людей. Так атеист и материалист Андрей Ковтун, используя самое распространённое в европейском обществе предание, пытается с помощью сравнений и образов передать эту вечную человеческую жажду идеала, на который хочется быть похожим, по которому тянет выстроить и свою жизнь.
Тянет, но не выходит. И как Зло стояло с начальственным жезлом, так и стоит. И у античных римлян и греков, и у древних индусов и китайцев, и у нас, в стране, которая, как считается, находится в центре Европы, а потому должна, как никакая другая, проводить самую миролюбивую, толерантную и гуманистическую политику. Ну, хотя бы, по крайней мере, по отношению к собственным гражданам! Но где там... Именно собственных граждан у нас и принято беспощадно искоренять. И не обязательно боеголовками по голове, как в Донбассе. Есть для этого и гораздо более лояльные методы. О них-то и идёт речь в основном разделе книги – гражданской лирике и современных баснях, т.е. в том жанровом направлении, который более всего удаётся Андрею Ковтуну и где он, на мой взгляд, является блистательным мастером, в Украине пока – непревзойдённым.
Сборник построен так, что фактически каждая проблема, которая поднимается в гражданских стихах Ковтуна, находит свой отклик в какой-то из басен. Так, двойным ударом – наступательной поэзией и едкой щедринской сатирой, – поэт-гражданин поражает многоглавую разнопартийную гидру олигархата, отравляющую и душащую современное украинское общество.
Например, с «Тоской по совершенству», где человек, по теории автора, выводится не столько от обезьяны, сколько от волков, связана басня «Кое-что об эволюции», или «Жаловалась Богу обезьяна»: «Я – древней, и я имею право / на почёт, заслуженный притом», на что голос Бога отвечает: «Он ведь Человеком не родился, / как и ты, он был хвостатый зверь, / но – тысячелетия трудился», пока обезьяны продолжали качаться на деревьях, оставаясь в плане нравственного и умственного развития всё ещё в древней эпохе, где Бог «подлунный мир творил».
Таким образом, именно труд явился инструментом, преобразующим бывшее животное в человека. Но далеко ли мы ушли с тех пор в своём развитии? Наблюдая за человечеством, утвердительно на это не ответишь. И, похоже, Андрей Ковтун приходит к тому же выводу.

Первое же стихотворение, которое идёт за вступительным, одноимённым сборнику, называется – «Вымирает народ».

Вымирает народ – не в болотистых топях,
Не в песках и не там, где полгода – метель,
Вымирает, увы, в самом центре Европы,
Там, где аисты щедро дарили детей.

«Гибнет он от своих, от лукавых Иванов, / что за тридцать серебряных всё продают», – проблема сразу ставится, как видите, ребром. От своих. От тех, кто обладает властью, чтобы нас продать. Продать, разумеется, не как рабов-невольников далёкого, да и не столь давнего прошлого, но тоже как живой товар («гастарбайтеров», «заробітчан»). Или как страну в целом, с предприятиями и землёй и с прилагающимся к ним как довесок и обслуга народом. Ну а поскольку переизбыток обслуги никому не нужен, нашим «спонсорам» и мирным завоевателям вполне достаточно земли, контроля над добычей природных богатств и минимума обслуживающего персонала, то какой смысл в том, чтобы плодить никому не нужных славян? Молодые, здоровые пусть едут обслуживать своих хозяев в Европу и Штаты, а старые пусть вымирают, а то они слишком помнят былые времена, им есть, с чем сравнивать.
Как их выморить? Очень просто – провести реформы. Такие, какие нам указывает западный мир – он же прогрессивный, демократический, успешный и опытный, он всё знает, как и что лучше! Вот и в басне «Лисицыны советы» речь о том же: «Жить, братец, следует и нам / по европейским образцам».

Зайчишка наш разинул рот:
Сама Лиса совет даёт!
А ведь она среди зверей
Смекалкой славится своей.

И Заяц принимается за переустройство своего дома, даже строит возле него курятник, хотя и понимает, что ему он совершенно не нужен, – но ведь Лисе лучше знать! А дело объяснялось куда как просто: «Лиса, увидев Зайкин дом, / решила поселиться в нём». Этим всё и кончилось!

Когда заморские эксперты
Настойчиво дают советы,
Как Украину обустроить,
Что поломать, а что построить, –
Давайте будем помнить все
О Зайке, доме и Лисе.

А пока для нас этим дело ещё не кончилось, над нами проводят... – чуть не сказала «опыты на выживаемость!» – для нас проводят реформы. Тоже очень полезные и прогрессивные. Но название «Звериные реформы» в другой басне Андрея Ковтуна вполне можно понимать и в самом что ни на есть прямом смысле. Лев так и говорит: «Казна у нас пуста, / мы все в долгах – от гривы до хвоста». Короче – «нас спасёт одно лишь – экономия». И идут «рацпредложения», на чём можно экономить. Естественно, на пище для травоядных, нечего им жиреть! И только несмышлёный Оленёнок мог на совещании задать такой глупый вопрос: «Я слушал вас, но мне не очень ясно, / начнём ли экономить мы на мясе?».

Я басню написал для тех, кто ныне
Реформы нам планирует в Кабмине.
Себя им не пристало обижать,
А травоядных можно и прижать.

Среди басен Ковтуна есть не только «звериный» цикл, но и серия басен (автор называет их стихотворными новеллами) об Иване Зачухине – так сказать, «герое» наших дней, типичном украинце из глубинки. В басне «Зачухин – гастарбайтер» он решает совершить вместе с женой Маней «трудовой вояж»:

Финансовым прессом нещадно зажат,
Зачухин решил подработать деньжат.
Но только не здесь, а в какой-нибудь Польше,
Там вроде порядок и платят побольше.

Понимать диалектически, что раз ему платят побольше, то в чём-то с него и возьмут побольше, такие, как Зачухин, не способны. Поэтому наш «герой» был до обморока поражён ценами в стоматологии, когда перед отъездом у жены разболелся зуб:

Когда наконец-то его откачали,
Он вымолвил голосом, полным печали:
– Я, кажется, понял: в нетронутой целости
Явились и к нам европейские ценности.

Явились не только ценности, но и помощь – тот же пресловутый секонд-хенд: «Это тётка Европа, как дворне своей, / нам обноски свои раздаёт». Ковтун вовсе не отвергает такие подарки для народа, даже благодарит «за добротное это тряпьё», но у него возникает законный для мыслящего человека вопрос, как мы превратились в дворню, мы, страна, которая раньше была в первых рядах среди республик, лидирующих по промышленному развитию и занятости населения. А теперь «не нуждаемся больше ни в честных талантах, ни в отзывчивых душах, ни в умных руках»:

Наши рало и меч в переплавку пошли –
Будут миски для чьих-то котят.
Будут миски, кастрюльки, ночные горшки
Из страны, что списали в утиль.

Разумно ли было слушать Лису и резать заводы на металлолом, лишая людей рабочих мест? Но ведь это всё продолжается, производство по прежнему останавливают или спускают на сторону за бесценок. Если подумать, всё ясно: это делается для Лисы, которой совершенно не нужны конкуренты для её собственной промышленности. Но кто же у нас будет думать, что вы!

Мы никто. Мы ничто. Мы никак.
И никем не бывали когда-то.
Нам Европа – звезда и маяк,
А оплот справедливости – Штаты.

И впустите нас в свой Евродом,
Хоть в пристроечку, хоть на террасу,
Мы вам ноги помоем потом,
Ведь в лакействе мы – высшая раса.

Совершенно верно. Именно как «раб» и понималось в средние века слово «Sklav», т.е. «славянин». Наши гей-славяне, рвущиеся в Евродом как в вожделенный рай, и ведут себя соответственно, готовые за более высокую, чем дома, но смешную для западных стран зарплату выполнять для них самую непрестижную работу, на которую местные жители не очень-то идут.

Порой творятся чудные дела,
Когда мы спесь и глупость видим рядом...
Одна Коза бумагу подала,
Что хочет перейти в Коровье стадо, –

говорится в замечательной, по моему мнению, басне «Амбициозная коза». Да, конечно, «Коровы есть большой рогатый скот... / Им уваженье, слава и почёт», но причём же здесь Коза, даже если ей очень хочется «быть большой рогатой»? Что у неё – надои, что ли, вырастут? вымя увеличится?

Коровы, рекордсменки молока,
К ней относились явно свысока,
А Бык, хоть и считался ловеласом,
На новенькую не взглянул и глазом.

И это несмотря на то, что Коза «уже по-ихнему мычала». «Не надо нам спешить в Евросоюз, / чтобы Козою в нём не оказаться», – предупреждает Зачухиных-евроинтеграторов автор. Мы войдём в Европу? Хорошо. Но на каких условиях и ролях, вот что главное! Если на условиях остановки производства, разрушения системы здравоохранения и пенсионной реформы с повышением возрастного рабочего минимума до 70 лет, так это опять же «Лисицыны советы»! И то, что у нас теперь дети учат английский во всех школах с первого класса, им ничего не даст, кроме возможности понимать своих хозяев-работодателей, когда они будут вынуждены после школы уехать на заработки в Евродом.
Да наши дети и своего родного языка уже не знают, потому что те, кто «с начальственным жезлом», объявили страну только своей, а всех жителей обязали везде, кроме домашних бытовых разговоров, пользоваться только их языком. Ну как не порадоваться такой едкой, умной и никого не щадящей сатире, как басня «Жаба»!

В болоте Жабу выбрали в начальство...
Не знаю, чёрт был к этому причастен
Иль кадровый случился дефицит,
Но факт есть факт: она руководит.

А поскольку «талантом Жаба явно не блистала», то и «жизнь в болоте стала никуда». Но начальственный жезл-то остался при ней, да Жаба и «полюбить успела власть / и властью этой пользовалась всласть», защемляя недовольных, вот и распоясалась. «И новый циркуляр она продиктовала», чтобы «кто особо Жабу уважает, / тот пусть по-жабьи квакать начинает». Послушались! «Жрать-то всем охота, / не будешь квакать – выгонят с болота...»
Плох ли жабий язык? Ничуть! Перед дождём он становится особенно музыкален и выразителен. Любой язык прекрасен и имеет право на процветание. Только не за счёт языков других народов, проживающих на данной территории и считающихся гражданами данной страны. Если в стране львов, например, живут, кроме них, бегемоты и газели, это не значит, что абсолютно все должны реветь львиным рыком из-за того, что львы в стране у власти. А объявлять себя львами, потому что живёшь здесь, и именно здесь искони жили твои дальние пра-пра-пра-предки (впрочем, говоря на своих языках), это не «патриотично», а глупо и ничем не отличается от «умных» амбиций Козы. Да, собственно говоря, это ещё и не демократично! А ведь мы в последнее время на словах стали очень ценить демократичность, нет? Что-то там в законах ООН даже о правах человека где-то написано, не слышали?
Я не настаиваю, что вы! Если очень хочется «быть большой рогатой», будьте! Просто тоска берёт, когда видишь вокруг неубедительно рычащих газелей в львиных жёлтых трико. Не говорю уже о том, что газельи детёныши, слабо зная свой язык, а львиный зная посредственно, в конце концов утратят культуру и разлюбят читать вообще, на любом. Тем более что в Евродоме им ни тот, ни другой не понадобятся.
И вот ещё что стоит себе заметить: тем, кто ходит с начальственным жезлом, вовсе не важно на самом деле, кем ты себя считаешь, бегемотом, газелью или львом, на каком языке думаешь и видишь сны. А ларчик открывается просто: «Чтобы легче управлять страной – / всех кроить по общему стандарту, / всех чесать гребёнкою одной». И это с точки зрения начальства действительно очень дальновидно: «зато в том обществе прекрасном / все начальство будут величать, / что-то одобрять единогласно / и кричалки нужные кричать». Ситуация до боли знакомая мне, чьи школьные годы выпали на 70-е. Те, кто помнят это и справедливо винят прежнюю власть, но творят то же самое сейчас по львиному праву сильного, при жезле, и те, кто кричит им одобрямсы... не стоит и говорить, кто они для меня. Даже не Жабы (жалко лягушек, лично мне эти земноводные нравятся). Хуже: вот они-то как раз и есть «мы никто, мы ничто, мы никак». Люди без своей позиции. Стандартно выведенные патриоты.

Вам не надо думать и хотеть,
Умники настырно вам укажут,
Как вам жить, какие песни петь,

Где, когда, в каких церквях молиться,
Кто ваш друг, а кто ваш враг давно. –
Это всё решается в столице,
Вам такого права не дано.

А если кто имеет свою позицию и своё мнение, «Значит, он – не чистый украинец / и, страшней всего, не патриот». В Третьем Рейхе тоже были свои стандарты. Крути-не крути, но получается, что любые стандарты – это фашизм. Или, как минимум, тирания. Вам что больше нравится, что предпочитаете – быть фашистом или тираном? Если это не про вас, тогда не надевайте жёлтое трико на бегемотов.
Очень хорошо о причинах выведения стопроцентных патриотов сказано в «Сне Ивана Зачухина», где «наши политики долго и тошно / всё спорят о нашем запутанном прошлом, / откуда мы родом и кто нас обидел, / кто нашу историю как бы похитил, / кому надо мстить, за какие грехи».

Когда же глядеть они будут вперёд?
Когда же, отбросив обиды и склоки,
Запустят заводы, построят дороги?

Так ведь такой цели у них и не было. Цель настоящая – отвлечь и направить наш гнев на кого-то другого. На того, кого нам назначат в столице.
И вот «того» назначили. В басне «Овечий герой» («Барану не понравился забор») его олицетворяет очень прочный бетонный забор по соседству. Патриотично мыслящий Баран заявляет: «Я проучу тебя, бетонная стена, / ты мне не нравишься, и в том твоя вина!». Короче, забор был объявлен в столице врагом номер один, чуть ли не тираном, нападающим на баранью территорию. Просто потому, что это соседство по политическим причинам мешало. А Баран был ну очень правильно мыслящим бараном. И бился в забор до изнеможения, пока не свалился полумёртвым. Но мимо проходили тоже правильно ориентированные Овечки, которые пропели хвалы своему «герою»: «Какой герой! Какой ты смелый, Бяша! / Тобой гордится вся отара наша!», в результате чего Баран «вновь пополз собачиться с забором». А мораль?

Баран – дурак, таких уже не лечат,
Но что вы скажете про этих двух Овечек?

«И преступной деньгой набивают мешки / те, кто в сэконды нас превратил...» Ведь любая война – выгодна. Во-первых, потому что можно широко развернуть торговлю оружием (в том числе подаренным; или купленным, но предназначенным именно для армии), во-вторых, можно вступить в какой-нибудь блок, за его поддержку получать льготы и займы (которые спокойно разворовываются) и «дружить против» соседа, а в-третьих, объявить себя на весь мир его жертвой. Поди проверь! Тут ведь смотря как посмотреть! А жертве не только сочувствуют, но и материально помогают.
В общем, вы поняли: хотите разбогатеть – начинайте с кем-нибудь войну. Срочно, а то не успеете! Баран всех победит!

А ведь были в нашем Отечестве когда-то и подлинные герои! – тоскует по идеалам прошлого Андрей Ковтун: «Они молчали, тайн не выдавая» (в «Партизанском молчанье»), «Притащили в гестапо хлопца, / а по возрасту был – Гаврош» (в прекрасном стихотворении о юном подпольщике, выдававшем себя за немого – «Баллада о глухонемом»). И те, кто ехал на комсомольские стройки: «У нас герои славились иные, / иные величались мастера... / За братством трудовым и за геройством... / В Европу нынче едут за другим. / Светлей и выше были наши цели, / и пусть вас зависть, нынешних берёт». Представляете, зависть! К тем, кто не длинным рублём ехал, а «за запахом тайги», а точнее – просто хотел помочь стране! Ехали массово, ехали с готовностью и восторгом. И ни о чём не жалеют. «Мы честь свою батрачить не пускали».
Трудно понять? Конечно, если идеал – доллар, то очень трудно. Но ведь могут быть и другие идеалы. По-настоящему патриотические, а не те, что «считаются» ими. «Треба міряти все не лише побутовою користю, / Є ще правда висока, що вічно в народі жива, / Є сувора межа між ганебним безчестям і совістю». Кстати, выехавшие на заработки перманентные, так сказать, эмигранты (или «перманентные» граждане?) почему-то в своём большинстве очень патриотично борются за язык, но попробуй затронь их за живое, т.е. за их настоящие идеалы (капусту)! Такое будет – мало не покажется!
Вот и у меня ворочается, беспокоит тоска по совершенству, по тому, что «светлей и выше» и не измеряется деньгами. Ну вот такой я урод нравственный, такой родилась.
А верите ли вы в «идеалы», которые можно купить и продать?
Если да, то и на вас распространяется магическое влияние заклинаний, с помощью которых переименование улиц и населённых пунктов машинально делает их процветающими. Как в басне «В селе Невезушки», где Зачухин уговорил жителей поменять название на Везушки. И что вы думаете, всё изменилось? «Скотина телилась два раза в году, / порядок был в каждом дворе и в саду, / все счастливы были, все были богаты, / и стали завидовать им Эмираты»?

Я знаю страну, где такое бывает,
Где денно и нощно названья меняют,
Названья проспектов, и улиц, и скверов –
А жизнь остаётся по-прежнему скверной.

Но это неважно, главное – чтобы названия были патриотичными! Тогда можно себя и других Овечек уверить в том, что ваша страна называется Везушки, и все вы – везунчики, от мала до велика!
Тем более что «по праздникам» – т.е. по предвыборным дням – Зачухины уже – не быдло, а электорат, им «втихаря гостинцы раздают». «Паны сегодня выборы проводят, / панам нужны сегодня голоса... / Сегодня всё на свете продаётся – / так почему же голос не продать?». Давайте, богатейте – много ли набогатеешь на гостинцах? А Родина-то уже продана Зачухиными своему отечественному Бугаю-приватизатору из одноимённой басни, который «приватизнул, обтяпав всё как надо, / доселе общий травянистый луг».

Но – выборы в ту пору подкатили,
И сразу изменился наш Бугай.
Всех угощал с восхода до захода,
Махал хвостом, лизал Бурёнкам шерсть...

Он стал добрей, он щедро обещает,
Авось, и правда, стаду полегчает...

Как «часто, влекомы обещанным раем, / себе мы таких вот вождей выбираем»...
А что, больно умные эти «народные» вожди? Или им надо только уметь на кнопочки давить да на митингах попатриотичнее кричать? В том-то и дело...

Не хлопай ушами, беспечный народ, –
В политику Ваня Зачухин идёт!
И (как тут не вспомнить известную мать?)
Он завтра законы начнёт принимать.

И будут эти законы какими угодно. Посоветует Лиса в обязательном порядке выселять престарелых родителей в дома призрения – примут. Объявят модным трендом дать право голоса и секса с 12 лет – примут. И даже пропагандировать начнут. И даже на уроках в школе.
Выгода, успех любой ценой, урвать, захапать – вот идеалы сегодняшних политиков, депутатов и начальственных жезлов, на патриотичном языке с пеною у рта доказывающих любовь к народу. Впрочем, на не патриотичном – тоже.
Нужно воспитать поколение «мыслящих» Баранов? Пожалуйста – вот вам различные телешоу и их «герои»:

Кто в призёрах сейчас? Тот, кто тешит крутых воротил:
Кто заплюнул подальше иль пивом раздул себе брюхо,
Иль полсотни сосисок быстрее других проглотил.

Стало выгодно и модно рушить семьи, чтобы не расплодилось слишком много рабов? Пожалуйста – вот вам культ голых красоток со всех телеэкранов как эталон развитой эмансипированной женщины, вседозволенность нравов, допускающая испытывать пределы терпения, двоежёнство и... разводы, разводы, разводы... или – гораздо чаще – видимое благополучие при внутреннем полном отчуждении и одиночестве, о котором не догадывается никто. Даже друзья.

Мы с тобою – два деревца
У весны на краю,
Наша крона не делится
На твою и мою.

Наши общие птицы
В ней заводят свой гам...
Разве может случиться,
Чтобы всё – пополам?

Хрустнут ветви, как косточки,
Птицы с криком взлетят,
И зелёного крошева
Потечёт листопад.

И, как два дымохода,
Станем ночи черней...
Берегите природу,
Не ломайте ветвей.

И как ностальгически звучат строчки Ковтуна о временах, когда «у деда вкуснее черешня была», «красные капельки лета, свисавшие с тёплых ветвей»... когда ещё не ушедшая к звёздам мама спрашивала родным и любимым голосом: «Ну, как ты доехал, сынок?»... когда идеалом были романтики Корчагины:

Со своею страной я бы мёрз, голодал и ишачил,
Если б знал, что всё это – для будущих взлётов её,
Но страну захватили, увы, джентльмены удачи,
Или проще сказать – ненасытное бизнес-жульё.

Щемяще, надрывно звучат размышления автора о путях Украины:

Мы такого хотели? Мы к этому шли людомору?
Очень горькие мысли приходят настырно ко мне...
Как же долго плывёт украинская наша «Аврора»!
Как же много в Днепре украинских подводных камней!

Недалеко ушло поколение Зачухиных от своих прародителей-волков, ох, как недалеко...
Где ты, Совершенство, на каких путях? Но уж, во всяком случае, не на тех, где идеалом стал Успех. Любой ценой. По головам.

29.09.19 г.

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Избранное: гражданская поэзия Андрей Ковтун литературно-критическая статья запорожские поэты современная басня
Свидетельство о публикации № 17100 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи совершенство Совершенство, идеал, успех, Украина. Сборник Андрея Ковтуна «Тоска по совершенству» (2019). Острая боль за Отчизну, за наш народ, гложущая тоска по совершенству.
Краткое описание и ключевые слова для: Тоска по совершенству

Проголосуйте за: Тоска по совершенству


    Произведения по теме:
  • А выразить надо так много...
  • Исцеляющие стихи. Лечебные стихи. Целебные стихи. Стихи врачующие душу. О поэзии Всеволода Брука и его сборнике «Краски жизни» (Москва, 2019).
  • Кофе в небесах
  • Заметка о стихах Сергея Шевченко по просьбе автора в жанре предисловия. Жанр предисловия не предусматривает поисков огрехов. Сергей Шевченко окружающую его жизнь раздробляет на вереницу хаотических
  • «Как с песнею жизнь хороша!»
  • Песенное творчество Евгения Гринберга, поэта и барда. Сборник песен «Под звон гитары»: отзыв, рецензия.
  • «Жизнь – лишь капелька мёда с горчинкой ухода»
  • О новой книге стихотворений «Гончие Псы» поэтессы Людмилы Некрасовской. Днепропетровск, 2014 г.
  • «...Просто паломник в мир манящий, но всё же иной»
  • Литературно-критический разбор книги стихов Павла Баулина «Возлюбленный Смерти» (2014). Проблемы жизни и смерти в поэтическом и философском освещении.
  • Теодицея: сказ о Вечности Маргариты Мысляковой
  • О философской поэзии Маргариты Мысляковой и её новом поэтическом сборнике «Сказ о Вечности». Поэтический сказ о красоте и гармонии мира, прощение его несовершенств и внутренний монолог с Творцом.
  • Про книгу «Зимняя тетрадь» Светланы Скорик
  • Литературно-критическая статья о поэтическом сборнике Светланы Скорик «Зимняя тетрадь» (Запорожье, 2002 г.). Рэна Одуванчик. Стихи о первом снеге
  • «Невольник вещего светила»
  • Литературная рецензия на поэтический сборник Павла Баулина «Возвращение в прошлую жизнь». Татьяна Гордиенко.
  • «Мы будем в этой Вечности...»
  • Статья о сборнике киевского поэта Геннадия Семенченко «Буду заново жить». Поэзия о любви. Отношение к чувству трепетное, глубокое и мучительное. Прикосновение к великой тайне отношений между мужчиной

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


   
     
Тоска по совершенству