(по картинам Алексея Саврасова)
СКОСИЛИ РОЖЬ
По картине Алексея Саврасова «К концу лета на Волге» (1873)
Скосили рожь. В полуденных лучах, под сереньких сверчков простые скрипы горит снопов душистая свеча о Родине, судьбе её великой.
И может, оттого ещё легко, что небо с золотыми облаками струит своё парное молоко и расцветают птицы меж снопами.
18.01.10 г.
Саврасов лето на волге
МЕЖ ДВУХ ПОЛЕЙ
По картине А. К. Саврасова «Рожь» (1881)
За дальним за селом, меж двух полей, где зрела рожь, там шлях курился пыльный, пока не побежали по земле ручьи прохладной влаги изобильно.
Рожь прилегла от тяжести такой, и первый сжатый сноп иззяб от влаги. Гроза ещё ворчала над рекой, но белые уж проплывали флаги.
Лишь развезло дорогу до краёв, и сочной грязи шлёпались ошмётки. И думали мы каждый о своём у Вечности на пристани короткой –
у полотна. И луж цвели глаза, и небо в них смотрелось, улыбаясь, и за багет давно ушла гроза, и приближалась дымка голубая...
18.01.10 г.
Саврасов рожь
ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
По картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871)
Подобную живопись можно настенной назвать, хотя о грачах она, первых пророках весенних, и голым ветвям ещё долгие дни обвевать заснеженный сон позабытого в нас Воскресения.
Грачи прилетели на рвущийся вверх аналой распятых деревьев с поклоном избёнке убогой и церкви, что вмёрзла в мазков зачарованный слой и тёплого солнышка просит – хоть каплю, немного.
Не в том же весна, что погосты, наросты, кресты. От свежести вешней такое струится прощенье! – Не сможет смолчать замороженных вод монастырь, а Бог – не просыпать лучей золотое печенье.
И Пасха настанет. Под сводами ясных небес. Открыта просторам. Последним морозом гонима. Ведь в криках грачей самой ранней лазурью воскрес любви Иисус и шагает на русские нивы.
17.01.10 г.
Саврасов грачи
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По картине Алексея Саврасова «Зимний пейзаж. Москва» (1873)
Куда растут деревьев храмы, суровый свет их куполов? О чём снегов и ветра Кана явилась в русское село? –
Нет, в пригород! Клубится дым. И мороз, и веки не поднять, и так от слёз невыразимо, и скрип полозьев – в душу, вспять.
К дороге – крепкая ограда под переливы серебра спустилась. Снежный шёпот ваты, дрожание ресниц. Пора
порывы света голубого, их перламутровый разбег накинуть на возов солому, рассыпать на затворы век,
чтоб золотисто-розоватые цвета, как зимние цветы, нас на картине вечно радовали и вверх плели кустов кресты.
17.01.10 г.
Саврасов зима
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
По картине Алексея Саврасова «Осень» (1871)
Разбились рябью по полотнам – листвы осиротевшей бег, волков далёкий вой голодный, плеск и волна печальных рек,
последних журавлей приветы над голой рощей, скрип стволов. И мельницей крылатой спета осенняя тоска холмов.
И на погосте одичалом кресты пока ещё видны. И небесам нет окончанья, и чувству смутному вины.
17.01.10 г.
Саврасов осень
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ РОССИЯ
По картине Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна» (1878)
Смотрю на домик после ливня, и сердце плачет от любви. Здесь земская стоит Россия, как ты её ни назови, –
мастеровая и простая, сермяжных, лапотных кровей, мещанская и разбитная, с весёлой сворой голубей,
купецких и поповских гильдий, врачей, «учителок», писцов, «людишек малых» и событий, приют святош и храбрецов,
в домах под красной черепицей, из досок, серых от дождей, для сёл и волостей – столица, горнило всяческих затей,
с наличниками и резьбою и с пёстрым выводком курчат, Русь ярмарок и перегноя, и калача, и кумача.
...Один из сереньких домишек забрёл в саврасовский сюжет. Горшок с цветком из рамы вышел вдохнуть прохладный, влажный свет.
Берёзка словно покосилась, на погреб тихо прилегла – как будто песню отпустила и нас тоскою обожгла.
И небо – в центре чисто, вроде, а край – грозе не вышел срок. И тень от церковки напротив упала крыши поперёк.
Недаром кошка не зевает на черепичной ловле птах. В лазури солнышко играет, а воздух молнией пропах.
17.01.10 г.
Саврасов домик
СОКОЛЬНИКИ. ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ
По картине Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках» (1869)
Обычно, но так бесконечно и прочно знакомо, что цвет настроения – густо зелёный, лесной. И розовых туч перелётных струится истома, и влажен их перистый, дальний, клубящийся слой.
Распахнуты сосны Сокольников к богу погоды, и медь их сверкает, как досок старинных оклад, и тёлок пасёт на лугу, словно Церковь – народы, и что ещё нужно борам и хорам лягушат!
Болотце пускает малиновой радости звоны, так паства его вдохновенна, и внял ей Господь. Лосиного острова кочки поют потаённо, пока овевают ветра их лебяжию плоть.
17.01.10 г.
Саврасов сокольники
НЕМЕРЕНЫЕ ВЁРСТЫ
К картине Алексея Саврасова «Дорога в лесу» (1871)
Дорога в лесу... Вы видали такую дорогу? Я – нет, и не в соснах здесь дело, доставших небес. Сосна как сосна – корабельная ведь, слава Богу! Какой же ей быть там, где бор, не обыденный лес?!
И этот валежник – обычный, скажу вам, валежник, и мелкий подлесок, и с шишкой немалая ель... И хищная птица висит в нежном небе прилежно, и путницы сели чуток отдохнуть без затей.
Но эта дорога – широкая, трактом – сухая и ровная, мягкая, устлана рыжим ковром опавших иголок... Такая в ней сила лихая: «немерены вёрсты», российский глухой сказкодром.
Я не удивлюсь, коль разбойничий посвист услышу: здесь Муромцам место, а значит, и их Соловьям, ведь это не парк, не «пузатая мелочь» подстриженная – кудесников вещих, чудес заповеданный храм.
19.01.10 г.
Саврасов дорога
ИСПОЛИН ГЛУШИ
По картине А. К. Саврасова «Камень в лесу у «Разлива». Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская» (1850)
Он ползёт, он растёт, он взбирается выше, раздаётся и вширь, и к вершинам, вперёд, – то ли камень, то ль духа подземного крыша, исполинский азарт, богатырский исход.
Под одним из таких, может, большим иль меньшим, всё гарцует Петра удалой жеребец, а вот этот – презрел на обычные вещи, фантастический выбрал и славный конец.
Я не знаю, какой он судьбы удостоен: даже если порушен и кончен отсчёт его дней, – из холста он и красок покроен, и посмертная слава всё шире течёт.
Вековые деревья сроднились навеки с этим новым собратом смолистой тиши, хороводы ему ныне водят сольвейги1 и ункрады2 дремучей российской глуши.
И два шустрых парнишки, простых мальчугана, машут шляпами с этой замшелой спины, и в душе своей тоже, поди, великаны, чтоб к ним сосны да ели склониться могли! _______________________________________ 1 Сольвейг – героиня произведения Г. Ибсена «Пер Гюнт», деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. 2 Ункрада – героиня картины Н. Рериха «Ункрада» по мотивам пьесы Алексея Ремизова, где Ункрада – племянница царя Искариотского – мечтает о родине своей матери-пленницы – о далёком севере.
18.01.10 г.
Картины Саврасова стихи
РАДУГА ПОСЛЕ ДОЖДЯ
По картине Алексея Саврасова «Радуга» (1875)
Просияла радуга цветная – лёгких лент веночек невесомый. Улыбнулись избы, приникая к радостным холстам сырой соломы.
Писано Заветом над рекою, коромыслом на плечах девичьих и ручьёв забавой голубою, клёкот чей – не птичий, а обычай.
Несудимы будьте, эти горки, рытвины, колдобины, ухабы, ветхие дворовые подпорки, лесенок крутые перекаты.
Жарь мостками вниз по косогору, по набухшим дровяным настилам к только отгремевшему простору Боженькой раскиданного тира!
Если это быль, то это небыль, если это сказка, значит, было чем смолоть рассыпчатое небо, русскую раскачивая силу!
Не под стать готическим химерам сей замес на хлябях поднебесных, взвешенный и сложенный на вере в звонкую, заливистую песню.
16.01.10 г.
Саврасов радуга
ХОРОВОД В СЕЛЕ
По картине А.К. Саврасова «Хоровод в селе» (1873-74)
Золотистой осени сжали урожай. Небо в лёгкой просини, хоть дымок сажай.
На лужку меж избами – не толкаться чтоб – отмечают издавна праздник «Первый сноп»,
хороводы водятся, грешневики1 – вверх, и алеет модницы сарафан для всех.
Вьются ленты красные, в пляс идёт старик, кто за мужем – страстно точит свой язык,
старики и бабушки – с краюшку, пятном, и витает шанежек дух перед окном. __________________ 1 Грешневик – летний мужской головной убор у русских крестьян.
18.01.10 г.
Саврасов хоровод
СОЛНЕЧНЫЙ САВРАСОВ
По картине А.К. Саврасова «Сельский вид» (1867)
У Саврасова сельские виды с Левитаном не схожи ничуть: в бесконечность они не открыты, и не грустью пронзают нам грудь.
Здесь свечение ярче и чётче, резки тени, объёмней стволы, журавлиная свежая почта ближе к пажитям милой земли.
Ветер вихрем по веткам несётся, аж листва – кувырком, набекрень. На узгорье деревня под солнцем провожает безоблачный день.
И беседует с роем пчелиным старый пасечник, дым напустив. И за бортями роща стыдливо свой берёзовый гасит мотив.
И шалашик под яблонькой голой, припасённый от дождика впрок, непривычно для глаза весёлый, не грустит, что совсем одинок.
18.01.10 г.
Саврасов сельский вид
ПЕСНИ НА ВОЛГЕ
По этюду А.К. Саврасова «Волга близ Городца» (1870)
Почему-то этюды даже ближе порой мне бывают то ли нежностью красок, то ль неясным касаньем мазков. Вот на стрежень за плёсом лодка с парусом к нам выплывает, и прибрежное дно славно охрится рыжим песком.
На холме – Городец, его мельница, церковь, домишки, и от берега плавно два гребца, отплывая, гребут. А про остров и стрежень и про Стеньку мы знаем из книжки, той, где мститель народный нашёл вековечный приют.
Эти чёлны скользят вдоль по Волге, и плещутся струи, и слегка ходят блики водой, как по небу гряда, а весёлый камыш всё шумит, как деревья прогнулись, и как тонет Ермак, и Сибирская свищет Орда.
И охотятся чайки – сквозь прозрачно-зелёную, с жёлтым и лимонным отливом, уютную, в общем, волну – за мелькнувшей рыбёшкой, и плещутся вёсла за бортом там, где пишет Саврасов мелодий простых тишину...
18.01.10 г.
Саврасов пейзаж
НА ВОЛГЕ
По картине А.К. Саврасова «Волга. Пейзаж» (1870)
«Волга-Волга, мать родная, широка и глубока, Волга... – с берега стенают, – Волга – русская река!»
А на реченьке на русской чёлн свой парус опустил, лишь флажок пунцовый узкий с ветром бьётся что есть сил,
да, покачиваясь мирно, рыбаки добычу ждут, да камыш колеблет тину, тени торят свой маршрут,
туча хмурится в полнеба, а под нею всё сильней луч гряду бодает слепо светом истины своей.
18.01.10 г.
Саврасов Волга
* * *
По этюду А.К. Саврасова «После грозы» (1870-е)
После грозы, – а какая здесь сила! Рыжим бурёнкам – тепло и уют... Сколько надежды природа вложила в землю, где ангелы нивы пасут!
Поле спокойствием ласковым дышит, солнечных пятен игра по реке, небо становится ярче и выше, пашни хлебами шумят вдалеке.
Даже мостки здесь освоила зелень, хлюпает мирно под пяткой босой, травы у берега в воду осели и причащаются влаге святой.
Так вот и дерево кренится набок, чуть не касаясь ветвями земли, но притерпеться и выдержать надо: вцепится в жизнь – и поди, удали!
19.01.10 г.
Саврасов после грозы
В ГОРАХ ШВЕЙЦАРИИ
По картине Алексея Саврасова «Озеро в горах Швейцарии» (1866)
В горах Швейцарии старинной, на берегу больших озёр он на заказ писал картину, как попросил один синьор.
Заказчик явно просчитался, желая обрести «ландшафт»: на неба розовом атласе скорей преддверье райских врат –
в разрезе русских философий, как видит русский человек: «...Стоял у Бога храм высокий, и был он – камень, воды, брег».
Когда Адам сошёл из рая, он здесь сошёл, здесь первый след. Всё «Бытие» сюда влагая, художник свой писал сюжет,
и не было живей сюжета, естественнее и теплей: сложил он Евин храм из света, воды, и снега, и камней.
Смотрю на эти глыбы камня как на живое волшебство: они огромными глотками пьют из забвенья своего,
макая морды и прижмурив пещеры огненных очей, и пчёлки облаков из улья спешат к Заре Эпохи всей.
17.01.10 г.
Саврасов озеро
* * *
По картине Алексея Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851)
Какой-то не вполне саврасовский сей романтический пейзаж. Сгущаются, как тучи, краски и ужаса впускают блажь.
Грозит и буйствует природа, бранится ливнем, шлёт потоп и ненасытные погоды, судьбу ненастной сделать чтоб.
Здесь древа мощь окоченела, отталкивая и дрожа, и под корою жжёт у древа совсем не русская душа.
Прочь от него стремится женщина, и юбки бьются на ветру. Идёт Равенны постижение – не Кремль гнездится на юру.
И странен здесь шалашик «варварский», щемящий близкою слезой, хоть романтической развязки не чужда речка пред грозой.
18.01.10 г.
Саврасов кремль
УКРАИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ
По картине А.К. Саврасова «Украинский пейзаж» (1849)
Как меня Саврасов удивляет! Может «итальянцем» быть – и «финном», и по-русски Волгою играет, и Украйну выпишет на диво –
чем это не писанка и сказка, чем не рушники или сорочки, коль в пейзаже так медовы краски и горят, как губоньки дивочьи?
Эта мягкость, нежность позолоты, этой охры нежное свечение, плавность вечеров и небосвода, трав густых зелёное брожение...
То холмы покато-крутолобы, и на них тыны – как руны тайные, то плеснёт закатного сиропа мазанкам на плечики печальные.
Всё здесь закруглённо и размеренно, то протяжно, словно шлях, извилисто, то – добавь чуть сурика и мела – и чумак с волом как будто вылитый.
Украина у него калинова, плахты и таночки так и чудятся... А какою пишется картина, то такою непременно сбудется.
19.01.10 г.
Саврасов украинский пейзаж
* * *
По картине А.К. Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854)
Что затаилось в названьи «О-ра-ни-ен-баум»? ...Мшистые глыбы бодаются мощно лбами. В сени столетних вязов прячутся ведьмы. Сколько же воев видели камни эти!
Духи сырых болот и кикимор древних. Дом гусей-лебедей и лягушек-царевен. Терем Кащея и змеи пещер протяжных. Леший в дупле и русалочий шёпот влажный.
С гаммой «О-ра-ни-ен-баум» не это в связке? ...Ягод кровавый свет и ночные пляски. Древних славян и финнов опушки манят нас бубенцами трав и морщинами камня.
Что ты себе представил при слове этом? Вот О-ра-ни-ен-баум, в холсте воспетый: заросли дикие, идолы, вой пред ночной грозой. Стань, Сивка-Бурка вещая, предо мной!
17.01.10 г.
Саврасов Ораниенбаум
* * *
По картине Алексея Саврасова «Просёлок» (1873)
Ой, как эти грязи солнечны и сочны! Зелены подлеска озими и очи, смотрятся в зерцала луж и перегноя, и напились травы свежею водою.
Вдаль летит дорога, ямины и кочки. Развернул подлесок к облакам листочки – пусть впитают света розовые глыбы. За красу такую – нежное «спасибо».
17.01.10 г.
Саврасов просёлок
Ещё картины Саврасова стихи «Дворик. Зима» и «Весна. Этюд» (в «Весна на картинах»)
3 Проголосовало
Картины Саврасова стихи Как меня Саврасов удивляет! И по-русски Волгою играет, и Украйну выпишет на диво. Какой романтический пейзаж.
|