О первозданном звучании и первородном смысле


Leo

О первозданном звучании и первородном смысле 


«Первозвучие» и «первородие» слов, найденных исследователями в письменных свидетельствах далеко 
не всегда надёжно подтверждены. Даже «ходоки в народ», записывающие буквами на бумагу «вживую» тот 
или иной говор (диалект) не могут быть уверены в полной сохранности древнейших 'звучаний' у произнесенных 
в их присутствии слов. Не в последнюю очередь это касается сл`ова многосложного. 
- Не так уж давно (1830) Александр Сергеевич, к примеру, написал: 
Благодарим, волшебница. Ты сердце

Чаруешь нам. Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает; ...


«Каменный гость» 

/В текстах   типографских (ради экономии ––  е вместо ё, к примеру) 

и в рукописных тоже весьма редко расставлялись знаки «ударения»/*


О том, что у Поэта 'звучит' именно 'муз`ыка' можно судить лишь по ритмическому рисунку пушкинской стихотворной строчки , т.е. косвенно. 

- Мы знаем, что Пушкин имел право многое себе позволить (в т.ч. и «рифмы ради» произвольно выбрать ударение) – ведь он признанный сотворец русской речи (в т.ч. и современной). Остаётся модным и поныне тасовать ударения: 

Чу, в глуши

ни души,

лишь таб`ор

метаф`ор.


Айдын Ханмагомедов.


- Что уж тут говорить о каких-то «сохранённых» (?) первозданных речевых древностях ... 


У Салтыкова-Щедрина (История одного города) впервые встречаем: 

головотяп (т.е. как бы тот, кто небрежно и бестолково ведет какое-либо 

дело, а  в натуре ––> с оттяпанной головой, букв. «безголовый» –– это 

«первородие» почти забыто, а ведь времени прошло-то всего ничего).

/Кстати, термин «головооттяп» можно бы посчитать также и синонимом слова «палач»./*

По большому счёту ссылки этимологов на письменные древние (якобы) свидетельства не содержат утверждений (и, разумеется, подтверждений) того, что нашлись (были зафиксированы) самые первозданные 'звучания(т.е. без каких-либо пра-давних фонетических искажений) и 'которым' присвоен был самый что ни на есть первородный смысл. 

Мы даже не знаем, как (много ранее) звучали дошедшие до нас фонемы по отдельности и все ли они сохранились вообще. 

Поэтому в соответствующих научных трудах почти не содержатся описания первородного смысла, непосредственно заложенного в собственно фонетическое звучание того или иного древнего слова (по типу «бурелом» или «самокат»). Современное же понимание может и соответствовать, и не соответствовать древнему понятию. 

- Например, ранее ––> воспитатель = букв. кормящий (всего лишь!), а никак не обучающий будущим жизненным навыкам, нравам, морали. - И это, почитай, свежий случай. А ведь была ещё и т.н. «дописьменная» эпоха, а там уж и вовсе «чёрт ногу сломит»... ––

Пища могла звучать 'питища', а исключительной питищей для новорожденного млекопитающего является жидкий молочный напиток от матери. 

А единство (возможно, от еда) ранее означало коллективную трапезу (совместное поедание мамонта, к примеру). 

- Если взять «новояз», то приемлемым аналогом здесь могло бы стать «собутыльничество» или «со_бутыльство». 

После всего сказанного не грех  вновь обратиться  к слову музыка, рассмотрев его более подробно (и несколько по-иному). 

Считается, что имеет место заимствование от греч. mousik'ē (искусство), т.е. принадлежащее музам. 

В русском языке известно с XVII в.: с ударением на втором слоге (муз`ыка) заимствовано из французского или немецкого , с ударением на первом слоге (м`узыка) - из итальянского. 

Возможно нем'Муз`ик' звучит ближе к греческому, нежели русск. музыка, однако ведь в русской речи наряду с фонемой Ы имеется также звук И

- Трудно с ходу объяснить, что помешало полностью встроить гречзвучание 'музик`э' в русское произнесение. И всё же «попытка не пытка». ––

Начнём с того, что мелодичность появилась  ещё при полном отсутствии рукодельных  музыкальных инструментов, а естественным (и, пожалуй, единственным) источником людского «мелодизма» был зычный человеческий голос (т.е. зык). Вряд ли можно рассчитывать на массово развитый тонкий музыкальный слух (и вкус) у пращуров –– скорее всего, качество пения связывали с его протяжностью, громкостью, зычностью. Могло так статься, что греческие музы здесь ни при чём, а речь шла в древности о неком зыкчном голошении (с применением, подчас, ярко выраженных тоновых модуляций) –– му_зыка. Не исключено, что в фамилии Людмилы Зыкиной отражены выдающиеся генетические певческие способности. 

Уместно привести мнение Вячеслава Всеволодовича Ива́нова: 

«... Думаю, что бабушка очень хорошо пела.» 

/Речь в полном тексте идёт именно о древних прабабушках/*


*Комментарии в / / и форматирование (___курсив и пр.) всего текста (также частично в цитируемых выдержках и словарных статьях) – авторские.

P.S.

Вышеизложенные рассуждения целиком и полностью основаны на комплексе принципов и методике ретроспективного анализа, изложенных в книге «Праязык (Гипотеза В.Н. Литовки)»  



Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 17494 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...



Краткое описание и ключевые слова для: О первозданном звучании и первородном смысле

Проголосуйте за: О первозданном звучании и первородном смысле



 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


   
     
О первозданном звучании и первородном смысле