Экскурсия в три часа ночи

История сама выбирает людей

Профессия историка как бы сама выбрала Тамару Константиновну Шевченко. Даже начало её собственной жизни похоже на исторический роман. Тамара появилась на свет 27 декабря 1941 года в оккупированном Запорожье. За десять лет до этого её родители приехали из Херсонской области на строительство Днепрогэса и промышленного комплекса. Оба заведовали складами на ферросплавном заводе. Когда началась война, отца-сердечника с «белым билетом» в армию не взяли. До последнего момента супруги занимались эвакуацией заводского оборудования, но сами выехать не успели.
А потом фашисты сожгли поселок Первомайский, по народному «Шанхай», - горстку мазанок между седьмым и восьмым поселками Запорожья. Уж очень подходило это место для партизанского «гнезда». Сгорел и двухкомнатный домик, выстроенный родителями Тамары. Оказавшись с грудным ребенком на улице, они отправились в родные края, на Херсонщину.
Там в 1943 году дождались освобождения. Оттуда отца Тамары призвали в армию. И в тех же краях, совсем недалеко от семьи, он погиб в бою за Большую Лепетиху 7 февраля 1944 года…
В Запорожье Тамара с мамой и старшим братом вернулись в 1949 году. Девочка, которой как раз исполнилось семь лет, пошла в первый класс школы № 26. История воплотилась для неё в школьных стенах: в младших классах она училась в здании земской школы села Вознесенка (один из её корпусов в районе улицы Сталеваров сохранился до сих пор). Тут всё навевало мысли о старом уездном городе Александровске и удивительном крае, центром которого ему довелось стать.
А в старших классах среди любимых учителей Тамары оказался выпускник Львовского университета, историк Ефим Ефимович.
- Его можно было «раскрутить», - вспоминает Тамара Константиновна Шевченко. - Если нам хотелось услышать не те темы, которые шли по программе, мы задавали вопросы – он увлекался, рассказывал, и урок проходил прекрасно!
Но о том, чтобы сделать историю своей профессией, примерная ученица даже и не думала. Наоборот, учителя в те годы настойчиво настраивали старшеклассников, что после школы они обязаны идти работать. Это расхолаживало и не прибавляло жажды знаний.
В 1959 году, окончив школу, Тамара поступила в техническое училище № 2, где готовили работниц для завода «Почтовый ящик № 77» - предприятия, выпускавшего полупроводники для военно-промышленного комплекса. Первую самостоятельную научную работу – дипломную, подытоживавшую учебу в училище, - Тамара написала по трудам академика А. Иоффе.
На заводе вначале было интересно. Крохотный прибор – размером 0,8 миллиметра - собирали почти 25 участков. Идеальная чистота, белые халаты и колпаки, мощный поток воздуха, обдувавший входящих в цех… Если губы накрашены – выговор! Ведь даже это влияло на качество миниатюрных приборов.
Но через пять лет Тамара изучила производственный процесс, как свои пять пальцев. Работа уже не удовлетворяла ее неуёмную жажду знаний. Да и мама, которая в юности тоже мечтала о высшем образовании, поддержала решение дочери.
В 1965 году Тамара поступила на исторический факультет Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова. Студентов сразу же отправили на сельхозработы в колхоз. Там девушка часто проводила время с третьекурсниками. Ведь среди них была её давняя подруга Алла и… Виталий Шевченко. Серьезный, начитанный парень с оригинальными взглядами. По мнению Тамары, он был намного выше всех остальных молодых людей. Она и сама стала больше читать, чтобы не ударить перед ним в грязь лицом. Вскоре молодые люди уже не могли друг без друга и, в конце концов, поженились.
В университете Тамара увлеклась древней историей и историей Средневековья. Но на третьем курсе появился новый преподаватель: лектор-международник Семен Осипович Аппатов. Он читал историю Азии и Африки с начала ХХ века и заканчивая современностью.
- Даже когда я была на практике, все равно ходила на его лекции, не хотела пропустить ни одной, - сознается Тамара Константиновна.
Тогда-то студентка поняла, какое значение для исторической науки имеет личность ученого. Надо ли говорить, что дипломную работу она писала под руководством Семена Осиповича? Тему выбрала, как со смехом говорит супруг Виталий Иванович, «научно-фантастическую»: о рабочем и коммунистическом движении стран Африки после второй мировой войны. Первый вариант дипломной работы состоял из 380 страниц! С большим трудом удалось «ужать» текст до 180-ти. Даже строгий оппонент, которого все боялись, похвалил эту дипломницу.
Когда в 1969 году Тамара окончила университет, Виталий уже работал учителем под Одессой. Молодую пару сразу же направили преподавать в болгарское село недалеко от Измаила, но… Мама Тамары слала дочери письма, сетуя на одиночество.
В 1970 году Тамара и Виталий Шевченко приехали в Запорожье. Вакансий для учителей истории в городе не было. Зато с 1 сентября создалась дирекция Государственного историко-культурного заповедника запорожского казачества на острове Хортица. 5 сентября её научным сотрудником стал Виталий Иванович, а 1 октября – Тамара Константиновна. На этом их путь к призванию завершился. Началось – служение делу всей жизни.
Это оказалось таким увлекательным, необычным: создавать новый заповедник, осваивать музейное дело. Директор Арнольд Леонидович Сокульский, его заместитель Людмила Петровна Костенко, четыре научных сотрудника, секретарь, завхоз и бухгалтер – вот и весь, на первых порах, штат заповедника.
Их пригласил на беседу тогдашний заместитель председателя облисполкома Николай Киценко. Он лично хотел увидеть каждого!
- На прекрасном украинском языке Николай Петрович взахлёб говорил о перспективах заповедника, - вспоминает Тамара Шевченко. - О том, как нам повезло: мы стоим у истоков. Подытожил: «У нас все получится!»
Ставка научного сотрудника тогда составляла 70 рублей, замдиректора – 112, директора – 140. Но молодые сотрудники испытывали воодушевление и хотели работать! А дел было – полные руки. Нужно было комплектовать фонды (не имея поначалу ни единого экспоната), разрабатывать тематико-экспозиционные планы всех объектов заповедника, вести археологические исследования, создавать научную библиотеку…
Тамара Шевченко приступила к работе – и через неделю с Людмилой Костенко поехала в этнографическую экспедицию в Куйбышевский район.
- Мы радовались «добыче» и не замечали трудностей. Помню, я нашла огромные, красивые вилы с двухметровой ручкой. Так меня не пускали с ними даже в автобус! – смеётся Тамара Константиновна.
Летом 1971 года на Хортице начали возводить здание музея истории запорожского казачества. Перед этим сотрудники провели на месте строительства раскопки и исследовали редут 1739 года - периода русско-турецкой войны. Кроме музея, в заповедник должны были входить этнографический комплекс «Запорожская Сечь» и садово-декоративный парк. Об этих трех составляющих будущего мемориала казачеству мечтал Николай Киценко. Он очень торопился, подгонял стройку. На кургане возле музея намечали поставить одиннадцатиметровую бронзовую группу: «Казаки в дозоре». Киценко даже приказал изготовить из фанеры макет и установить на кургане. Он простоял с 12 дня до 17 вечера и поразил запорожцев. Для скульптуры завезли 65 тонн бронзы…
Но в 1972 году вышла книга П. Шелеста «Україна наша радянська». В этом названии кое-кто углядел аббревиатуру «УНР» - то бишь, первой независимой Украинской народной республики. И пошло-поехало! Заклеймили новое издание книги Николая Киценко «Хортиця в героїці і легендах». Одобренный в министерстве культуры тематико-экспозиционный план музея истории запорожского казачества – 600-страничный фолиант - взяли на рассмотрение в обком партии и вернули с резюме: «Написан в буржуазно-националистическом духе».
- После 1 января 1973 года начался кошмар, - вздыхает Тамара Константиновна. – Мы продолжали искать материалы, комплектовать фонды, но нам заявили: музея истории запорожского казачества не будет. Арнольда Леонидовича почти каждый день вызывали в обком партии. Он приходил оттуда с установками, и мы писали, не отрываясь – разрабатывали новую концепцию музея. Написали вариантов сто!
Строительство на Хортице застопорилось, стены будущего музея заросли бурьяном. 8 января 1974 года решать его судьбу собралось Политбюро ЦК Компартии Украины. Приняли постановление: создать Государственный историко-культурный заповедник на острове Хортица с музеем истории Запорожья – филиалом областного краеведческого музея. Уже ни о каком этнографическом комплексе или парке речи не шло. А венчать вершину насыпного кургана должна была скульптура «Дружба народов»…
В это время Тамара Шевченко заведовала в заповеднике отделом досоветского периода. Опять пошла работа над тематико-экспозиционным планом. Тем более тяжелая, что ко многому в нем не лежала душа…
Отдушиной становились экспедиции – на Полтавщину, в пограничные области России, в Приазовье. В мае 1974 года отправились исследовать Каменскую Сечь. Сотрудник Института археологии АН УССР Роман Александрович Юра, приехав на раскопки, поразился: шел мелкий противный дождь, а запорожцы копали! В результате исследований было найдено огромное количество разнопланового казацкого материала, который вошел в экспозицию будущего музея. Кроме того, раскопки помогли уточнить хронологию Каменской Сечи.
С 1976 по 1980 год, при участии археолога и краеведа Александра Всеволодовича Бодянского, сотрудники заповедника провели археологические исследования в южной части Хортицы. В результате раскопок было открыто древнерусское поселение «Протолче», упоминаемое в «Повести временных лет» под 1103,1190 и 1223 годах. Оно занимает площадь около 15га. Раскопали мизерную часть. Однако при этом было найдено большое количество находок. На их основании Тамара Шевченко выдвинула гипотезу, что поселение «Протолче» основанное бродниками, предшественниками запорожских казаков, живших на берегах Днепра, является предтечей Запорожской Сечи.
Наконец, в 1982 году здание музея было построено. Художники- оформители А.Гайдамака и И.Скорупский вместе с Тамарой Шевченко начали работать над будущей экспозицией музея.
А летом 1983 года обком партии дал указание: открыть музей к 40-летию освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков. И начался аврал! Три с лишним месяца сотрудники заповедника задерживались на работе до двух-трех часов ночи. 13 октября комиссия приняла диораму «Ночной штурм Запорожья в 1943 году», автор Народный художник СССР Н.Овечкин (с недоделками, которые остаются и сегодня). В ночь перед открытием музея сотрудники наводили окончательный лоск в залах. Вдруг Арнольд Сокульский спохватился: «Тамара, что мы завтра будем рассказывать посетителям?» И в три часа ночи Тамара Константиновна Шевченко провела первую экскурсию по музею на острове Хортица. Потом ей часто приходилось водить по нему самых важных гостей. Но та, первая ночная экскурсия, была самой вдохновенной и самой необычной в её жизни.
После того как Украина приобрела независимость, в 1992 году музею вернули первоначальное название – истории запорожского казачества. Тамара Шевченко с коллегами начали всё сначала:
- В 1993 году я разработала концепцию и тематическую структуру музея истории запорожского казачества, - поясняет Тамара Константиновна. - Не все это восприняли. Некоторые называли меня «националисткой». Но я была уверена в своих силах и знаниях. Не люблю над собой пресса. Не выношу. Тем более, если хочу сделать прекрасную экспозицию. Я уже вижу ее! Вижу, где должен быть каждый экспонат, как через него раскрывается тема… У меня масса идей! И опять доказывать?! Но спорить можно с людьми, которые тебя понимают…
В тот момент Тамара Шевченко не ощутила понимания и поддержки. И тут её пригласили возглавить Рабочую группу по подготовке научно-энциклопедического издания тома «Свода памятников истории и культуры Украины. Запорожская область». Работа как раз по ней – поисковая, увлекательная! В группе их было только трое, но они объездили всю область, обнаружили много новых, не зарегистрированных и не описанных памятников. На сегодня подготовлена первая книга тома Свода, которая посвящена областному центру - городу Запорожью – 392 памятника, 258 страниц. Собрали материалы по всем районам области… Вышло шесть выпусков, куда вошли материалы по всем 20 районам области. «Свод памятников…» - грандиозный энциклопедический труд. Увы, пока что его запорожский том так и не увидел света.
…Мы разговариваем в идеально чистой, нарядной квартире Тамары Константиновны и Виталия Ивановича Шевченко. Я любуюсь полками, полными книг, компьютером и репродукцией «Казака Мамая»… А главное - живым лицом моей собеседницы… Какая красивая женщина! Но ведь красивым человека делают не только идеальные черты лица. Куда важнее – увлеченность, умный взгляд, обаяние интересного собеседника.
- Вам надо написать книгу, - советую Тамаре Константиновне. И думаю о том, что она сама – историк и, одновременно, история. Она была соратницей Н.Киценко, А.Бодянского, А.Сокульского, воплощала их общие замыслы, закладывала в фундамент нынешнего Национального заповедника «Хортица» свой труд и идеи. Скажете, всё это уже история? Но из неё, в конечном счете, соткан наш сегодняшний день.

Виталина Московцева, журналист
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 18051 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...

  • © shevchenko :
  • Очерки
  • Читателей: 64
  • Комментариев: 2
  • 2020-10-07

История сама выбирает людей
Краткое описание и ключевые слова для: Экскурсия в три часа ночи

Проголосуйте за: Экскурсия в три часа ночи


    Произведения по теме:
  • Кавалер ордена Красной Звезды
  • Работа моей дочери Натали Ильченко о своем прадедушке, моем дедушке Есине Федоре Петровиче. Работали над ней вместе - я находила информацию в интернете и по запросам в архивы, дочь обрабатывала
  • Настоящий герой войны
  • Рассказ о герое ВОВ. Живёт в Запорожье на улице Южноукраинской, 2 последний герой войны, Мария Васильевна Киселёва. Виталий Шевченко.
  • «Враги сожгли родную хату...»
  • Очерк о поколении детей войны, у которых "враги сожгли родную хату". Война 1941, эвакуация, разруха. Геннадий Любашевский.

  • Геннадий Любашевский Автор offline 9-10-2020
На таких подвижниках и держится мир!
  • Виталий Шевченко Автор offline 9-10-2020
Дорогой Гена! Спасибо Вам за Вашу чуткость!
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


   
     
Экскурсия в три часа ночи