Тавтограмма в рассказах об Одессе. Что такое тавтограмма. Тавтограмма примеры. Тавтограммы на примерах рассказов из сборника Одессе-маме Михаила Салиты. Книга тавтограмм-рассказов «АБВГДЕССА» об улицах Одессы, весёлый алфавит и путеводитель.
Тавтограмма. Что такое тавтограмма. Тавтограмма примеры
В Нью-Йорке вышла книга «АБВГДЕССА» поэта и писателя родом из Одессы Михаила Салиты, о поэзии которого я уже писала («Неистощимое обаяние Одессы»). Данная книга – сборник тавтограмм любимой Одессе-маме.
Тавтограмма – это поэтический или прозаический текст шуточного характера, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Даже те из вас, кому кажется, что он никогда не сталкивался с данным литературным приёмом, наверняка слышали в школе строку Бальмонта «Чуждый чарам чёрный чёлн» и, во всяком случае, обязательно знакомы с детской скороговоркой «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж».
Михаил Салита первым из поэтов выпустил целую книгу-алфавит. До него всего несколько поэтов часто обращались к тавтограмме, но ни один из них не писал «букваря», тем более – для взрослых, и посвящённого одной теме.
Сборник от А до Я – фактически весёлый букварь-путеводитель, проводящий любопытствующего путника по известным местам, связанным с Исааком Бабелем, Валентином Катаевым, Константином Паустовским, Ильфом и Петровым, Юрием Олешей: Дерибасовская, Ланжерон, Молдаванка, Пересыпь, Ришельевская... А в качестве приложения к тавтограммам в сборнике есть раздел «Одесская топонимика» с историей улиц, их многочисленными переименованиями, знаменитостями, которые на них жили или в честь которых улицы были названы. Упоминаются и сохранившиеся до сих пор дома, связанные с историческими личностями, что немаловажно для тех, кто окажется в Одессе и захочет осмотреть все самые важные места города.
Тавтограммы Михаила – в основном, маленькие яркие миниатюры в прозе. Иногда это всего несколько строк. Лирических: «Сказочное сентябрьское солнце светило, сияло сладкими струями счастья...» («События, слухи, сплетни, сказки, свершения...»). Или шуточных, с огоньком: «Бегали белки большой бригадой, боялись... Быстро бежали, борзо...» («Улица Бригадная»), «Городское гулевание: граждане гудят, галдят, горланят, глазеют, говеют, гневаются, глушат горькую, греховодничают» («Городские грёзы»).
Чаще же – это зарисовки района, характерных обитателей улицы. Вот знаменитая Аркадия – курортный район с одноимённым пляжем, августовское блаженство:
– А аспирин? а адельфан? а анаприлин? а...а... а аскорбинка?
А антинационалистические акции администрации – антидот антисемитизму, антиглобализму, антиохренизму».
Весело? Весело. Но и родному украинскому «охренизму», который всех задолбал, тоже досталось.
Вот Крыжановка – «курортный край, купель катеров, круизных кораблей». Это всего лишь маленький населенный пункт на берегу Чёрного моря, но поскольку он находится всего в 15 км от центра Одессы, то стал излюбленным местом «сливок общества», где уже завелись и такие странные для нашего уха названия, как «кондоминиум» – правовая форма собственности, по которой объект недвижимости разделяется на элементы индивидуальной собственности (квартиры) и элементы совместной собственности (инфраструктура и земля). К находящейся в общем владении инфраструктуре могут относиться бассейн, парковка, спортзал, теннисный корт и прочие приятные для жильцов бонусы.
Как-то, когда-то капитан Костя, красавица Катерина копили-копили – кондоминиум купили.
Каково? Крутяк! Кто-то кричал: «Класс!». Кто-то картавил: «Къясиво...»
Но и «богатые тоже плачут», вот и в Крыжановке не обошлось без трагедии:
Ксения-красотка – каждодневный, круглогодичный, календарный кайф. Культурный, колоссальный, кипучий карнавал красок. Королева! Капитал країни!»
(Примечание: країна (укр.) – страна).
Порой встречаются миниатюры формата «1+1», где есть и остроумная сценка из жизни с характерными для Одессы шутками, на которые Михаил мастер, и характеристика самой улицы. Как пройти и в Одессе, и в сборнике тавтограмм мимо Дерибасовской, знаменитой Дерибасовской – пешеходной зоны, вымощенной старинной брусчаткой, закрытой для транспорта, на которой находятся многочисленные кафешки на открытом воздухе! Чем не Париж? Там не идёшь, а плывёшь мимо итальянских диванчиков и уютных столиков, окружённых зеленью, весь невесомый от кофейных ароматов и потрясающих запахов роскошных кулинарных изделий, годных и для самого Гаргантюа. Место гуляний и променадов одесситов и иностранцев не лишено, конечно, и ночных клубов. В одном из них и происходит маленький «допрос»:
– Девушке, думаю, двадцать?
– Да.
– Давно?
– Давно – девушка?
– Давно – двадцать?
Девушка дуется...
(«Дуновение Дерибасовской»)
И сразу очаровательная сценка в духе одесских анекдотов превращается во взволнованную оду улице влюблённого в Одессу автора:
Давай, дерзай, дорогая!»
Кстати, люди, лишённые любознательности (а таких – немало), обычно думают, что был некий Дерибас, он же якобы прототип Карабаса-Барабаса, про которого пишется в сказке о Буратино. Ничего подобного! Не Дерибас, а Хосе де Рибас – основатель Одессы и её первый градоначальник, чей дом на Дерибасовской сохранился до настоящего времени.
Но чаще тавтограммы Михаила Салиты – просто живые сценки из жизни Одессы. Некоторые достигают высот Жванецкого, в частности, его миниатюры о раках, которые большие, но вчера, но по пять, а сегодня по три, но маленькие, но сегодня. Например, этот диалог кондуктора-вагоновожатого с вошедшим пассажиром:
– Волнуюсь!
– Впервые?
– Впервые.
– Всегда впервые волнуетесь?
– Всегда волнуюсь...
– Вам вылезать!
– Вылезать?
– Вылезать, вымётываться, вываливаться, выходить. Выбирайте – и вон! Ваша Варненская!
– Встретимся! Всеблагодарен!
(«Варненская, выходи!»)
Или колоритная, пульсирующая страстями миниатюра о двух семейных парах с улицы Жуковского – одной из старейших улиц в историческом центре города, которая впервые упоминается в 1808 г. Да-да, названа в честь того самого пиита Василия Жуковского, наставника и друга юного Пушкина. Не оттого ли там кипит такой лирический, романтический пожар?
Жанна желает Жору.
Жоржетта желает Женю.
Жанна – жена Жени.
Жоржетта – жена Жоры.
Женя желает жаркое.
Жора жуёт желток.
Жёстко жгут желания: Жени – жарить Жанну, Жоры – жарить Жоржету.
Жара. Жопа.
Жаждать желаемое – желаемо жизнью».
(«Жуковского»)
Последняя фраза и объясняет не вполне цензурное слово, встретившееся в тавтограмме. Как избежать в житейской ситуации словца, коротенького, но забористого, которое исчерпывающе объясняет жизнь со всеми её ловушками!
Правда, у Михаила Салиты тавтограммы рассчитаны больше на читателя 18+ и не обходятся лишь одним таким словом. Но в его защиту хочу сказать, что у Бабеля сцены не менее «колоритны», тем не менее, нет человека, который бы их не любил, и нет юмориста, который не мечтал бы написать что-нибудь подобное. Салите это удалось, и с большим мастерством.
Его персонажи разные, и случаи описываются разные, но всё-таки немалая часть посвящена любви, как в тавтограмме «Ласточкина – Ланжероновская»:
Лида Ласточкина – лилия, ландыш, лаванда... Лёгкие локоны... Лида любила Лёву, лелеяла, ласкалa ладонями...
Лёвочке легчало...»
Или нелюбви, как в «Новостях на Нежинской»:
Некрасивая, неказистая, невзрачная невеличка, никакая, но необъяснимо нужная.
Наверное, надо напиться. Надюша, наливай!
Напился – намеренно немерено...
Наконец, настроение начало налаживаться...
Некрасивая Надежда негромко напевала, нашёптывала непристойное, нижнее, небритое... нравственное наслаждение...»
Если кто не знает – на Нежинской некогда жил замечательный писатель Константин Паустовский. А бывшая улица Ласточкина 70 лет носила имя Николая Ласточкина, профессионального революционера, руководившего борьбой населения Одессы против иноземных оккупантов – французов, англичан и американцев, захвативших город в гражданскую войну, и немцев, которые хозяйничали в сёлах области. Борьба велась как подпольно, так и открыто – забастовками и действиями партизанских отрядов, в ней участвовали рабочие, крестьяне и подпольщики в катакомбах, но нити всей этой разнородной деятельности сходились в руках Ласточкина. Населению Одессы, которому он помогал освободиться, пока не был схвачен и зверски замучен американской контрразведкой, было за что благодарно хранить его память. Сейчас эта улица названа в честь одесского градоначальника Луи де Ланжерона, который руководил городом с 1815 по 1820 год.
Хотя преобладают в сборнике тавтограммы-миниатюры, но несколько из них тянут на настоящий рассказ (скорее, фельетон). И персонажи их ничуть не хуже знаменитых героев «Одесских рассказов». Если бы не сковывающие рамки тавтограммы, обитатели улиц – «радушная, румяная, разносторонняя» Роза Робертовна, соблазняющая робкого, нерешительного Рафика Робертовича, чей ротвейлер Рекс «раздражённо рычал, ревнуя», обильным ужином из рыбки-рачков-рябчиков, – определённо развились бы в героев не одной пикантной ситуации. В той же тавтограмме («Ришельевская») несколько таких интересных персонажей. Вот рыжий Рафаил Рабинович, директор рыбного рынка, и аппетитная, активная Роза Рафаиловна:
Рабинович решительно разорвал розовенькие рейтузики Розы Рафаиловны... Рабинович рычал, рыл, работал – раз-два, раз-два...
Роза Рафаиловна разогнулась, разлюбезничалась, разоткровенничалась Рабиновичу:
романтичный,
разносторонний,
решительный,
реалистичный,
реактивный,
родной.
Рабинович раскрепостился:
родная,
романтичная,
роскошная,
распрекрасная...
рыжик,
рыбка,
рысёнок,
ромашка,
редкая,
родимая,
русалочка...
Роза Рафаиловна, разгладив розовые рейтузы, размечталась: рoды, ребятишки, радость...»
Сколько точного и важного при создании образа, оказывается, можно сказать одними только прилагательными! Или односложными назывными предложениями из существительных, которые, как вы помните, преобладали в тавтограмме «Жуковского». Здесь отображены мельчайшие нюансы настроения, видна градация – нарастающий климакс и разрядка-антиклимакс (термины А. Квятковского из «Поэтического словаря»). Чем не поэзия в прозе? Только сочная, перчёная, одесская.
Есть в тавтограмме «Ришельевская» и, так сказать, коллективные персонажи. В частности, ростовские ребята-разбойнички, которые «разграбили рейдом рыбный рынок», работники рыбных рядов и репортёры, рады-радёхонькие свежему событьицу, о котором есть что написать. Ситуацию спасает рыжий Рабинович, который «раскроил разбойнику рожу Розиной родительской раритетной рюмкой» и оказался «рюмочным Рембо».
Но самое смешное – в пожеланиях автора всем персонажам, заключающих собой каждый поворот сюжета:
Рыбкам, рачкaм, ракaм – развилистых рек!
Розe Робертовнe – Рафика Робертовича!
Рафику Робертовичу – решительности!
Ротвейлеру – рычать реже!
Ростовским разбойником – решетки, раскаяния!
Репортерам – ряженку районного разлива!
Рабочим, ремесленникам, рыбакам – равенства, радости, работы, рыбы, рассвета!
Родной Ришельевской – романтичной роскошности!»
Да, и в этой тавтограмме-новелле присутствует восторженное воздыхание по любимому объекту:
Ришелье, Рибас, Рекамье, Расин, Ренье, Ренуар, Растиньяк...
Ришельевская ранее рождала режиссёров, работников рампы, рантье, репетиторов, разносчиков разностей, расклейщиков рекламы, революционеров – радетелей равноправия, разбойников, расхитителей, рабфаковцев...
Ришельевская... разгул, разжива, раздел, раздор, размежевание, расплата, размах, разномыслие, разноязычие, разгон, розыгрыши, разочарование, расцвет, ренессанс, радость...»
А вы знаете, что именно на Ришельевской стояла гостиница, в которой жил Пушкин, когда работал над романом «Евгений Онегин»? Именно здесь и было написано письмо Татьяны Лариной!
Хорошо, что автор догадался добавить раздел с характеристиками улиц и районов. Благодаря этому и те, кто ещё не побывал в Одессе, этой жемчужине Чёрного моря, смогут представить себе историю города, неразрывно связанную с его улицами. А весёлые и жизнерадостные герои тавтограмм помогут виртуально населить их.
Что ещё сказать о новом сборнике Михаила Салиты? Лишь то, что очень жаль оставлять не описанными и не процитированными другие, не менее удачные его миниатюры, но что делать!
Пожелаем же автору, уроженцу Одессы, нашедшему применение своим способностям в другой стране, новых стихов и рассказов, и пусть среди них обязательно будет присутствовать и атмосфера Одессы – родной, любимой, незабываемой...
12.05.21 г.