Краеведческий материал по истории Запорожского края. 8 класс

Методическое пособие для уроков по краеведению в 8-х классах средних школ Запорожской области. История Запорожского края в контексте истории Украины. Виталий Шевченко.


 

В. И. ШЕВЧЕНКО, Т. К. ШЕВЧЕНКО

г. Запорожье

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ УКРАИНЫ

Часть 1. 8 класс.

(Методические рекомендации для учителей)

РИП «Видавець», 1992.

 

1. Палеолит

 

Впервые на нашей земле человек появился, как предполагают ученые, в мусьерскую эпоху, которую обычно относят к среднему палеолиту (150-35 тыс. лет назад). Медленно передвигались первобытные люди по незнакомой земле, привыкая к ней и стараясь найти здесь еду. До сих пор ученые не сумели установить, откуда они пришли, – из Малой или из Передней Азии, перевалив через Кавказский хребет, или с Балкан, двигаясь вслед от-ступающему леднику. И даже наступившее похолодание уже не вернуло их назад. Они остались на этой земле, постепенно осваивая ее, добывая пищу групповой охотой на крупных животных с использованием камня и палки.

На территории области обнаружены стоянки этих первобытных людей – урочище Круглик на южной окраине с. Федоровки Запорожского района и у скалы Орел близ с. Петро-Свистуново Вольнянского района. В нашем степном крае люди селились обычно на берегах речек и водоемов, на выдвинутых далеко в воду мысах. Здесь же возводились искусственные жилища из жердей, шкур, костей животных, камня. Но, несмотря на то, что люди всю эту неимоверную для нас с вами толщу времени (целых 140 тысяч лет!) боролись, не поднимая головы, в буквальном смысле этого слова, за существование, они все-таки медленно продвигались по пути прогресса.

К концу палеолита люди научились более тщательно обрабатывать кремень и создавать из него удобные орудия труда: резцы и скребки разных типов и форм, проколки, наконечники дротиков. Научились к каменным орудиям приделывать деревянные и костяные рукоятки. Более удачной стала охота, у людей появились запасы еды, а это, в свою очередь, дало возможность селиться на одном месте на длительное время. В нашей степ-ной зоне в долинах рек и в глубоких балках сооружались жилища – уже с очагами. Охота дополнялась собирательством. Вероятно, тогда же, в позднем палеолите, появилось и примитивное рыболовство. В это же время возникают древнейшие верования – тотемизм, магия, анимизм. Первобытный человек веровал в то, что все люди происходили от какого-нибудь животного или растения (тотемизм); что если произносить в определенной последовательности слова или совершать определенные движения, то можно приблизить к себе удачу (магия); что все окружающее живет и мыслит и что каждое животное, каждая травинка имеют душу (анимизм). И кто знает, может быть, он был не так уж неправ!

В позднем палеолите у человека появляются украшения в виде браслетов и подвесок из бивней мамонта и зубов животных. Одновременно они служили амулетами охранно-магического свойства. Охра, вероятно, имитировала защитный огонь. В это же время воз-никло первобытное искусство – скульптура, графика, живопись. В урочище Каменная могила под Мелитополем сохранились наскальные изображения.  Человек от первобытного стада переходит к родовой общине, члены которой связаны между собой кровным родством по материнской линии. Матриархат будет сохраняться в мезолите и неолите, вплоть до возникновения классов и появления государства. В нашей области стоянки позднего палеолита (35-10 тыс. лет назад) были обнаружены на склонах приднепровских балок у сел Петро-Свистуново (балки Дубовая, Кайстровая, Осокоровка), Федоровки (балка Канцерка), у острова Таволжаный и села Подпорожнянского Вольнянского района.

 

2. Мезолит

 

Мезолит у нас, как и везде на Украине, занял сравнительно небольшой отрезок времени – всего две тысячи лет (10-8 тыс. лет тому назад). Ледник прекратил наступать на Европу, что привело к значительному смягчению климата. Создалась та природная среда, которая с небольшими изменениями существует и сейчас. Люди изобрели лук и стрелы, поэтому стали охотиться небольшими группами. Улучшается техника обработки кремня, что позволяет делать стрелы с кремниевыми наконечниками. Изобретаются дротики и гарпуны. Происходит приручение собаки, а следом – свиньи и быка. Охота стает более продуктивной. Увеличивается и роль рыболовства. Стоянки прослеживаются в тех же местах: у села Федоровки Запорожского района, у с.Петро-Свистуново Вольнянского района и у с.Терпенье Мелитопольского района. Человек еще не решается покидать насижен-ные места и отправляться в неизведанное.

 

3. Неолит

 

На территории Запорожского края от VI тыс. до н.э. до IV  до н.э. длится неолит. В эту эпоху люди приручили все виды домашних животных, кроме лошади. Зарождается примитивное мотыжное земледелие: люди догадались, что можно обрабатывать землю. В технике обработки кремня и камня появились новые приемы – шлифование и сверление. Появилось новое орудие труда – топор. У рыболовов получают большое распространение костяные гарпуны и крючки. Но наиболее важное достижение человека в эту эпоху – изготовление глиняной посуды. Пусть неолитическая керамика примитивна, но человек стал готовить на огне и хранить пищу. Этот период получил название неолитической революции, т.к. человек перешел от присваивающего хозяйства к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию. Возникают новые формы объединения людей – племенные с матриархальным укладом. Люди в нашей области по-прежнему селились в бассейнах рек Днепра, Молочной, Берды. Известно более 20 памятников эпохи неолита: все то же село Петро-Свистуново (урочища Харкова Скеля и Кишло), село Привольное и др.

 

4. Энеолит – переходная эпоха от камня к металлу.

Первый вклад запорожцев в мировую культуру.

 

Эпоха меди – энеолит – была значительным шагом вперед в развитии материального производства. Началась эра металлов. Появилась первобытная металлургия. Человек научился обрабатывать медь.

Украина, как и вся Восточная Европа в целом, бедна на ископаемую медь. Здесь обычно использовали медь, добытую на Балканах или на Кавказе. На территорию нашей области найдены орудия, изготовленные из меди, близкой по составу к той, что добывалась в Древнем Египте.

Возникновение металлургии привело к появлению зачаточных форм пахотного земледелия, которое было намного эффективнее мотыжного и значительно повышало производительность труда.

В это же время у нас появляется полукочевое скотоводство, в частности овцеводство, а благодаря последнему и новая отрасль производства – ткачество. Высокого уровня достигает гончарство. Развитие производства и появление дополнительных продуктов питания привело к трансформации общественных отношений – матриархат сменяется патриархатом. Скотоводство и земледелие требовали мужской силы.

Именно в этот период на территории области и всей остальной части Украины появляются курганы и первые каменные изображения человека – стелы.

У нас сложилась своя, уникальная среднестоговская культура. Название она получила от скалы Средний Стог, что находится среди трех скал между машинным залом Днепрогэса и северной оконечностью острова Хортица, где в 1927 году археологом А.Добровольским было раскопано целое поселение. Датируется оно IV тысячелетием до н.э. По черепам – мужскому и женскому – ленинградский ученый-антрополог М.Герасимов восстановил облик этих людей. Это оказалось первым изображением людей на Украине.

Киевский ученый-археолог Д.Телегин установил, что люди этой культуры впервые в Европе сели на коня – об этом говорят найденные элементы конской узды. Отсюда искусство верховой езды распространяется на всю Восточную Европу. Здесь же оказался металл, не похожий на металл с Балкан и Кавказа. Вероятно, это следы первого путешествия наших предков в Древний Египет, где обитатели долины Нила уже сумели проникнуть в тайны обработки металлов.

Умение ездить верхом и возникшее коневодство окончательно сформировали физический и психологический облик современного человека. Это как раз и есть вклад наших предков в мировую культуру.

IV тысячелетие до н.э. – это смена матриархата патриархатом, и сохранились следы этой ожесточенной борьбы в сказках о Бабе-Яге и Кащее Бессмертном. По времени эти сказки как раз относятся к данному периоду. Сколько же надо было «навесить ярлыков», чтобы образ великой правительницы, мудрой и красивой женщины, потускнел и обратился в свою противоположность! В нашей истории Яга – первое сохранившееся имя реального человека. Мы в ХХ веке пережили много таких «ярлыков» – и кибернетику-«продажную девку империализма», и «бездарных писателей» Михаила Зощенко и Анну Ахматову, и спокойно воспринимали решение о выдворении А.Солженицына, поэтому можем оценить «перл» неизвестного идеологического мыслителя эпохи меди: «Баба Яга – костяная нога».

 

5. Эпоха бронзы

 

На Запорожье, как и на всей Украине, эпоха бронзы длилась приблизительно тысячу лет – от первых столетий II тысячелетия до н.э. до начала I тысячелетия до н.э. Одним из достижений этой эпохи является открытие бронзы (сплава меди с оловом) и изготовление из нее различных орудий труда, что свидетельствует о достаточно высоком уровне культуры. Это способствовало совершенствованию форм земледелия. Наскальные изображения быков на Каменной могиле под Мелитополем свидетельствует о том, что в бронзовом веке было известно пахотное земледелие и использовалась сила животных. Резко возрастает ассортимент культурных растений. На поселениях и в могильниках найдены несколько сортов пшеницы, просо, ячмень, лен, конопля, горох, соя. Начинает развиваться садоводство и огородничество. Во время раскопок здесь обнаружены косточки вишен, сливы-венгерки, семена репы, лука, чеснока и мака. Но в нашем крае природные условия в первую очередь благоприятствовали развитию скотоводства.

На территории Запорожской области в эпоху бронзы последовательно существовали, сменяя друг друга, ямная, катакомбная, многоваликовая и срубная культуры. Кроме многоваликовой, все остальные носят названия по типу захоронения.

Основой хозяйства ямников являлось пастушеское скотоводство. Жили они в степях и на побережье Азовского моря, пасли быков, коз, овец, коней. В двух курганах области (с.Новопилиповка Мелитопольского и с.Балки Васильевского районов) найдены остатки повозок, что указывает на новый этап в жизни этих племен.

У племен катакомбной культуры получает распространение пастушеское приселищное скотоводство и примитивное земледелие. У с.Балки в кургане Высокая Могила найдено деревянное рало этого периода.

У племен многоваликовой культуры основной отраслью хозяйства было скотоводство. Наличие на поселении обломков зернотерок, точильных камней, оседлый образ жизн местного населения, довольно широкая сеть поселений в речных долинах дают основание считать, что у них было земледелие. Занимались они и рыбной ловлей – на поселениях найдены большие скопления костей рыб и чешуи. 

В это время основные орудия труда и предметы для охоты изготовлялись все-таки из камня, т.к. изделия из бронзы были очень дорогими. Они начинают играть роль только в конце II – начале I тысячелетия до н.э., в эпоху поздней бронзы. И опять следы этой культуры прослеживаются все там же: у с.Петро-Свистуново с.Федоровки. На территории области сохранилось очень много курганов эпохи меди и бронзы.

Изучение человеческого жилища конца эпохи бронзы показывает, что вместо большого жилья получает распространение маленькое, где может жить одна небольшая семья. Это явление следует особо подчеркнуть – выделение из патриархальной общины парной семьи и в связи с этим появление частной собственности – процесс, который, начавшись тогда, продолжается до сих пор.

В эпоху поздней бронзы, во времена срубной культуры, появляется множество литейных мастерских, формируется несколько центров металлургии, работавших, правда, на привозном сырье. Остатки мастерских найдены на острове Хортица, у известного уже нам Петро-Свистуново (воистину центр древней культуры на Запорожье!), возле Златополя Васильевского района. А у Петро-Свистунова и у г.Орехова обнаружены клады бронзовых изделий. Их появление свидетельствует о том, что полным ходом шло разложение родовой общины. Край стоял на пороге новой эпохи.

 

6. Киммерийцы

 

Киммерийцы – первый народ на нашей земле с конкретным именем. Их следы теряются в глубине веков. Некоторые ученые считают, что киммерийцы тождественны срубной и даже катакомбной культуре, т.е. что они здесь существовали приблизительно с середины II тысячелетия до VII в. до н.э. Сохранилось множество следов их пребывания на территории нашего края: г.Днепрорудный, с.Балки Васильевского района, с.Великая Белозерка Каменско-Днепровского района.

Первое упоминание о киммерийцев встречается у Гомера в «Одиссее»: «Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами – ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными». Гомер знал этот народ, упоминают его и другие греческие ученые и поэты – Страбон, Гесиод, Каллимах, Геродот.

Выделить археологические находки киммерийцев было очень трудно: они растворились в срубной, с одной стороны, и в скифской, с другой стороны, эпохах. И возникает естественный вопрос: а не один ли это народ, который жил и живет на этой земле испокон века?

Те же греческие авторы сообщают, что киммерийцев с их территории от Днепра до Дона вытеснили скифы. И что они ушли через Кавказ в Малую и Переднюю Азию. Заметим, что киммерийцы ранее других народов оказались в непосредственном контакте с передовыми цивилизациями стран Восточного Средиземноморья, первыми в производственных целях овладели железом, были создателями совершенного железного (в сущности, стального) оружия – кинжалов и мечей с бронзовыми рукоятками. В последнее время стало очевидно, что не киммерийцы заимствовали культурные достижения у своих соседей, а последние были вынуждены перенять у киммерийцев образцовое оружие и снаряжение верхового коня, что подтверждается раскопками в Среднем Поднепровье, на северном Кавказе и в Центральной Европе. Киммерийцы сыграли главную роль в распространении железа не только в Восточной, но отчасти и в центральной Европе. Им, вооружен-ным отличным железным и стальным оружием, на прекрасно снаряженных конях удалось выйти на арену мировой истории и померяться силами с такими могущественными в военном отношении народами древнего мира, как ассирийцы, урартийцы, лидийцы и др. и временно установить свое господство в Малой Азии.

Киммерийцы были земледельцами и скотоводами, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и свиней. Наличие последних подсказывает, что часть скота в зимнее время была на стойловом  содержании и обеспечивалась кормами и разными отходами, которое давало земледелие. Превосходные для выпаса земли юга Восточной Европы способствовали раннему развитию коневодства с переходом его в табунное. Кочевым скотоводством занялись киммерийцы на рубеже IX в. до н.э.

Сохранились имена киммерийских царей, живших в первой половине VII в. до н.э.: Лигдамис, Теушпа и его сын Шандакшатра. Следует иметь в виду, что имена сохранились в греческой и ассирийской транскрипции. Известный ученый Б.А.Рыбаков считает, что мифический царь Горох, пришедший к нам из сказок, тоже относится к киммерийскому периоду. После Яги – это первые имена реальных людей в нашей истории.

 

7. Скифы. Первая государственность на Украине

 

В VII в. до н.э. на запорожской земле появляются новые обитатели – скифы. По мнению некоторых ученых, они пришли к нам из степей Азии.

Геродот, побывавший в наших краях в V в. до н.э., сообщает, что скифы делились на две категории – землепашцев и скотоводов. Принято считать, что землепашцы являлись аборигенами, и пришлые из Азии скотоводы лишь потеснили их на земле. Это был мудрый, вольнолюбивый и вместе с тем жестокий народ. «Нам постоянно приходится воевать, – говорили они о себе, – или защищать свои стада и пастбища от врагов, или нападать на них самих».

Исключительное значение войны в жизни скифов не могло не сказаться на развитии вооружения. Их арсенал состоял из мечей, кинжалов, пик, дротиков, боевых топоров, пращи, лука. Особенную славу в древнем мире имел скифский лук, по дальнобойности, прицельности и убойной силе он не имел себе равных. Большого развития достигли защитные средства. В бою использовались щиты, доспехи, боевые пояса и шлемы, сложенные на кожаной основе из мелких металлических чешуек. Изготовлялись приспособления для защиты головы и груди лошади. Одежда скифов состояла из длинных рубах, подпоясанных ремнем, на ногах были сапоги из мягкой кожи.

Вместе со скифами на территории Украины утвердился железный век. Впервые железо на нашей земле появилось еще у киммерийцев, но только у скифов оно стало основным металлом, из которого изготовляли большую часть оружия и орудий труда. Из бронзы отливали лишь наконечники стрел, украшения, некоторые виды посуды, элементы для украшения уздечек и сбруи.

Скифы-скотоводы кочевали вместе со своими отарами и табунами по всей стране, но всегда в строго определенном направлении – на север или на юг, в зависимости от времени года. Домами для скифов служили большие войлочные кибитки, в которые они впрягали иногда по нескольку пар волов. В кибитках жили женщины, дети и старики. Вся жизнь мужчин происходила на лошади, недаром это животное было у скифов любимым. Бег лошади символизировал собой движение солнца. Скифский царь Атей как-то сказал, что конское ржание для него дороже звуков флейты. Он даже сам чистил своего коня, чему удивлялись изнеженные греки.

Можно представить себе, как кочевало скифское племя: по степи на колесах двигался целый город из сотен больших и малых кибиток. Здесь были и дома, и мастерские, и кладовые, ведь все, необходимое для жизни, – одежду, оружие, вещи домашнего обихода, орудия труда – скифы изготовляли сами.

 

(Макаренко Т.М.)

В 1987 г. в ходе раскопок Каменского городища обнаружен хозяйственный комплекс, датируемый концом IV века до н.э. Здесь обнаружена мастерская: шлак и крица, железные ножи и шилья, изделия из кости и рога, орудия для обработки кож и другого скотоводческого сырья, фрагменты амфор и других керамических сосудов. Рядом с жилым сооружением обнаружена каменная зернотерка и обожженное зерно.

 

Скифское общество состояло из нескольких больших племенных объединений, каждое из которых возглавлял царь. Власть его была наследственной, но ограничивалась советом старейшин. Иногда проходили и более представительные собрания населения, где решались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни. Постепенно власть все более сосредоточивалась в руках знати, у которой были огромные богатства – скот, имущество, драгоценности. Греческий врач и писатель Гиппократ называл скифских богачей наиболее благородными и могущественными в стране.

У скифов-земледельцев тоже были свои достижения. Они настолько хорошо вели свое хозяйство, что могли, по свидетельству Геродота, продавать излишки хлеба в Грецию. Создали они в IV в. до н.э. и первое государство на территории Украины, с центром в Каменском городище (ныне Каменка-Днепровская Запорожской области). Они отбили и первый завоевательный поход на наши земли, предпринятый персидским царем Дарием в 514 г. до н.э. После себя они оставили удивительное искусство. Изображения находок из курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха, из Гайдамановой и Толстой могил обошли весь мир.

 

(Макаренко Т.М.)

В 1989 г. близ г.Мелитополя у с.Обильное археологическая экспедиция исследовала курганную группу «Заячьи могилы» и обнаружила несколько захоронений. В одном из них обнаружены краснофигурные сосуды, около двухсот золотых предметов – остатки комплекса золотых украшений. На различных бляшках изображены грифоны, голова лося, голова Медузы, цветы лотоса и другой растительный орнамент. Подобные находки были сделаны во время раскопок курганов в междуречье Днепра и Росси, у с.Владимировка Приазовского района. Ученые датируют находки концом IV века до н.э.

 

8. Племена, населявшие наш край во II-V веках н.э.

 

Названия этнично различных отдельных племен и групп, населявших наш край во II-V веках н.э., известия об их причастности ко многим событиям истории, о жизни этих племен находятся в сочинениях Птолемея, Аммиана Марцеллина, Прииска, Иордана и других авторов. Самыми многочисленными племенами были поздние скифы, сарматы, готы, гунны и анты. Наш край, как и всю Юго-Восточную Европу, в этой время охватило перемещение племен, так называемое «великое переселение народов».

Обратим внимание на ряд археологических памятников позднескифского времени. На карте нашего края это несколько населенных пунктов, в том числе по берегу Днепра: с.Великая Белозерка, с.Великая Знаменка, с.Малая Белозерка. Значительную группу памятников составляют сарматские. Передвигаясь во II веке до н.э. из Поволжья и Приуралья, сарматы начинают играть в жизни народов Северного Причерноморья (куда входит и территория нашего края) важную роль, значительно потеснив скифов. Об этом свидетельствует факт, что сарматы дали новое имя значительной части Европы – Сарматия (у римских историков). Движение сарматов на запад начали языги, которые во II в. до н.э. кочевали между Днестром и Дунаем. На левобережье в это время кочевали сарматские племена роксоланов.

Во II веке сложился поздний союз сарматских племен, во главе с племенами аланов. Аммиан Марцеллин подчеркивал могущество аланского союза. Он ярко нарисовал быт и образ жизни аланов-кочевников в IV в. Они не имели ни городов, ни жилищ и всю свою жизнь проводили в кибитках. Основной отраслью хозяйства у сарматских племен было кочевое скотоводство. Занимались также охотой, некоторыми видами домашнего ремесла, имели широкие торговые связи с античным миром, странами Запада и Востока.

Сарматы были сильными, воинственными племенами, у которых войны были постоянным промыслом. Сарматские захоронения исследованы в г.Запорожье (Павло-Кичкас), по берегам Днепра. Следуя сообщениям Иордана, Аммиана Марцелдлина, Северное Причерноморье во II- IV веках населяли германские племена готов, которых в IV веке вытеснили гунны. Знаменитый предводитель гуннов Аттила создал в середине V века знаменитое государство от Рейна до Волги, со столицей на территории современной Венгрии. Туда входили и наши земли, получившие название Припонтийская Скифия, правителем которой был его старший сын Эллан. После смерти Аттилы государство распалось. В гуннский период материальная культура территории степной Украины имеет основные признаки культуры местных сарматских племен.

 

(Макаренко Т.М.)

Несколько слов о племенах черняховцев, живших на территории Приднепровья и Приднестровья, как и почти везде по остальной Украине, во II-VI вв. н.э. Б.А.Рыбаков считает их ранними славянами – антами. На территории нашей области обнаружено более 20 поселений и могильников этой культуры – у сел Августиновки, Приветного, Федоровки Запорожского района и в других местах. Археологи обнаружили клады поздней бронзы, орудия труда – серпы, топоры, формы для отливки этих орудий, ольвийские монеты, керамику.

 

Для периода II- V веков они были самыми многочисленными племенами нашего края. Располагали свои поселения черняховцы на склонах и террасах по берегам рек, жилища строили группами или отдельно. Исследованные жилища черняховцев оказались двух типов: углубленные в землю и наземные. Полуземлянки, выявленные на поселениях у с.Привольное и с.Августиновка Запорожского района, имели прямоугольную или округло-овальную форму, площадью 12-32 кв.м, углублялись в землю на 0,2-1 м. Стены жилищ обоих типов имели столбовую конструкцию. По всей вероятности, на столбах крепился деревянный каркас, который переплетался брусьями и обмазывался сверху глиной. Пол в жилищах в основном был земляной, иногда смазывался глиной. Обогревались жилища открытыми очагами и печами. 

Черняховцы занимались земледелием. На поселениях и в могильниках находят железные серпы, мотыги со втулкою, жернова, зернотерки. На одном из поселений были найдены зерна ячменя, гречихи, фрагменты зерновиков (больших сосудов для хранения зерна). Стада, которые содержали жители степных поселений, состояли из крупного и мелкого рогатого скота, свиней и коней. Разводили также домашнюю птицу.

Днепровские плавни имели прекрасные условия для развития рыболовства, охоты, пчеловодства. Однако эти виды хозяйства играли вспомогательную роль. Об этом свидетельствует остеологический материал. Процентный состав костей диких животных и рыб небольшой. Найдены кости зайца, бобра, оленя, дикой свиньи, осетра и сома.

Черняховцы плавили металл, но в малом количестве, о чем свидетельствуют отдельные находки, кусков руды, кричного железа, шлаков. Наиболее выразительно у них проявлялся профессионализм в гончарном мастерстве. Об этом свидетельствуют разнообра-зие и совершенство форм глиняной посуды, а также наличие гончарных печей, которыми пользовались гончары-профессионалы.

 

 

9. Ранние славяне (I-V века н.э.)

(Шевченко В.И., Шевченко Т.К.)

 

Во II в. на территории степного Поднепровья появляются новые хозяева – славяне, которым суждено было уцелеть в безбрежном океане племен и народов, населявших просторы земли, получившей название Украина.

На территории нашей области ранние славяне жили в основном на берегах рек в неукрепленных поселениях. При раскопках выявлены остатки дворов, которые были расположены рядами и состояли из трех строений – жилья, кладовой и сарая, а также хозяйственных ям и – иногда – мастерских. Жилища представляли собой мазанки – наземные, глинобитные, на деревянном каркасе. В середине мазанок найдены остатки глиняных печей или кострищ, основа которых устлана обломками посуды и камнями.

Для ранних славян характерны бескурганные могильники с многочисленными погребениями. В них найдена глиняная посуда, иногда стеклянная, бусы из стекла, костяные и бронзовые подвески, подвески из морских раковин, римские монеты, бронзовые или серебряные фибулы (застежки), перстни, пряжки, костяные гребешки, прясла, иголки, оружие.

Основным занятием ранних славян было земледелие. Они также разводили крупный рогатый скот, занимались рыболовством. Развиты были ремесла по обработке железа и кости, ювелирное дело, гончарство же выделилось в самостоятельную отрасль производ-ства. На высоком уровне развития была торговля, как внутренняя, так и внешняя. Основным предметом экспорта было зерно.

В это время у славян (уличей) начинает выделяться богатая верхушка. Об этом свидетельствуют найденные клады с римскими монетами и ювелирными украшениями. Стоянки славян обнаружены в различных местах, но среди них есть и всё те же – с.Петро-Свистуново и Хортица.

 

10. Наши земли в VI-IX веках

(Шевченко В.И., Шевченко Т.К.)

 

Период второй половины I тысячелетия н.э. был временем формирования феодальных отношений, формирования народов и государств средневековой Европы. В летописях сохранились названия 14 объединений восточных славян, сложившихся еще до образования Киевской Руси. Это были союзы племен, примитивные государственные образования, на основании которых создаются древнекиевская народность и государство.

В нашем крае сформировалось племенное объединение уличей, которое ученые связывают с чертами Пеньковских памятников. Свидетельства летописей о местопребывании племен уличей противоречивы. «Повесть временных лет» по Лаврентьевскому списку говорит, что уличи жили «по Днестру приседяху к Дунаеви... до моря», а Ипатиевская летопись – что эти племена жили «по Бугу и Днепру и приседяху к Дунаеви... до моря». Новгородская летопись рассказывает о переселении уличей с Днепра на Запад во времена князя Игоря. Памятники уличей зафиксированы и в южной части о.Хортица.

Рядом с жилищами в поселениях уличей сооружались хозяйственные постройки, чаще всего погреба, иногда постройки, связанные с ремеслами. Во время раскопок находят орудия для обработки земли: серпы, косы, лопаты и мотыги, топоры и ведра, наральники. Последнее свидетельствует о развитом пахотном земледелии с применением скота как тягловой силы. Зерно и другие продукты питания хранились в хозяйственных ямах возле жилищ. В поселениях находят огромное количество костей, что говорит о высоком уровне развития скотоводства. Больше всего костей быка, на втором месте овца, на третьем свинья, далее птица, конь, собака. Большую роль в хозяйстве играли промыслы – охота, рыболовство, пчеловодство. На поселениях Надпорожья большое количество костей рыбы. Племена оставили после себя памятники пеньковской культуры, говорящие о высоком уровне ремесла, особенно металлургии, ювелирного и гончарного искусств. Эти племена в большом количестве применяли железо. Следы железообрабатывающего производства найдены в Надпорожье в с.Волоском местным археологом, известным краеведом А.Бодянским. 

У этих племен достигло высокого развития ювелирное искусство. Местом производства ювелирных украшений было всё то же поселение возле с.Волоского, где А.Бодянский собрал значительное количество украшений, а также предметы литейного производства. В данном случае речь идет о Днепропетровской области, куда сейчас относится это село. Но ведь для наших предков это было единое целое! Многочисленные находки украшений в памятниках пеньковского типа, которые ученые относят к племенам уличей, дают представление об этой продукции. Изготовлялись украшения из бронзы и низкопробного серебра: фибулы (застежки), серьги, браслеты, подвески, украшения для поясов. В основном ювелиры производили массовую продукцию. Наиболее удобным был прием литья в твердых формах. Применялись и другие приемы: ковка, чеканка, тиснение.

С другими отраслями ремесла – обработкой дерева, камня, кости, шкуры, ткачеством – связаны такие орудия труда, как топоры, ножи, пряслица. Гончарное производство, по сравнению с предшествующим периодом, переживало некоторый упадок. Кое-где даже вернулись вновь к лепной посуде.

В преддверие классового общества на территории нашей области произошло второе разделение труда – ремесло отделилось от земледелия, что вполне соответствует мнению Ф.Энгельса в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Среди предмета производства местных жителей встречаются также изделия из Византии и Северного Причерноморья – амфоры, дорогая посуда, украшения, монеты, что свидетельствует о широких торговых связях с окружающим миром. В амфорах из Северного Причерноморья сюда привозили вино и масло. Среди находок встречаются изделия и северокавказских племен.

Материалы раскопанных поселений подтверждают наличие у населения южного Поднепровья индивидуальных хозяйств, в центре которых находится небольшая семья. Этот тип хозяйств характерен для периода формирования классовых отношений. Это подтверждается и размерами, и характером хозяйств. Основную массу поселений составляют небольшие жилища, предназначенные для маленьких семей, а рядом – необходимые хо-зяйственные сооружения. Здесь же выделяются две-три большие семьи, которые к этому времени сумели возвыситься над соплеменниками.

 

Укрепленный лагерь на Днепровской переправе

 

На юго-востоке Европы известны памятники, связанные с формированием во време-на раннего средневековья особых групп населения – воинской дружины. К этим памятникам принадлежат как одиночные захоронения, так и небольшие могильники, где находят оружие, поясные наборы, конскую упряжь. Особенный интерес представляют памятники с остатками военных лагерей. В 1930 г. около бывшего с.Вознесенка (теперь территория электродного и алюминиевого заводов в г.Запорожье) археологом В.А.Гринченко исследован военный лагерь конца VIII в. Это укрепленное сооружение, одно из самых ранних дружинных погребений, а также кладовая древних художественных изделий. 

Лагерь находился на высокой точке плато левого берега Днепра, в конце порогов, на площадке размером 3х4 км. Место для лагеря выбрано очень удачно. На одном краю удобный наблюдательный пункт, откуда хорошо просматривалась местность. Неподалеку Крарийская переправа, упоминаемая Константином Багрянородным через двести лет. Значит, лагерь ее контролировал.

По плану лагерь представлял собой четырехугольник, обнесенный валом из земли и камней. Одна из сторон закруглена. Помещение и хозяйственных построек не обнаружено. В юго-западной части – две ямы. Видимо, это остатки коллективного захоронения в форме сожжения. Это и есть знаменитый вознесеновский клад. В яме овальной формы находилось много вещей, и располагались они своеобразно: каждый вид лежал отдельным пластом. Сверху пласт стремян, ниже – удил, пряжек, стел, гвоздей, еще ниже – пласт золотых и серебряных вещей: фигурки орла и льва, бляшки, пряжки и т.д. Все вещи были пробиты тремя саблями, концы которых упирались в дно ямы. Часть вещей была оплавлена огнем. Среди вещей встречались обломки угля, истлевшего дерева, немного перегоревших костей, пепел.

Ученые пришли к мнению, что обе ямы являются братскими могилами погибших воинов, похороненных по обряду трупосожжения. Следы огромного костра, где происходил обряд, найдены неподалеку от лагеря. По остаткам вооружения в ямах исследователи пришли к выводу, что похоронены были три вождя вместе со своими дружинниками. Всего, по-видимому, числом около 33.

Очевидно, после неудачной битвы оставшиеся в живых воины похоронили своих погибших товарищей, совершив над ними необходимые обряды, и ушли. Ученые склонны считать, что это были уличи, которые под ударами хазар, начавших в это время наступать на земли славян, отступили на север и восток, в более безопасные районы.

 

Киевская Русь

 

В IX в. земли восточных славян объединяются в единое государство – Киевскую Русь. В его состав входят земли и нашей области. Положение их было своеобразным: с одной стороны – пограничная территория между Диким Полем и землями собственно Киевской Руси, а с другой – расположенный на древнейшей торговой дороге «путь из варяг в греки». Жителям нашего края первыми приходилось сталкиваться с ордами кочевников, накатывавшимися из глубин Азии. Но им же приходилось и вступать в торговые отношения с теми же кочевниками, обмениваясь различными товарами.

О торговых связях того периода свидетельствуют находки на дне Днепра. В районе днепровских порогов в начале XIX в. в рыболовецкий невод попала медная посуда с гре-ческой надписью византийской работы X века. В сосудах оказались монеты византийских императоров Никифора и Иоанна Цимисхия, а также медный складной ключ. Это памятник греческого импорта, который шел на север.

К X веку относятся найденные в 1928 г. при строительстве Днепрогэса пять мечей франкского типа с латинскими надписями, распространенные во многих европейских странах. 

Значительную роль днепровского водного пути, в особенности его южной части, проходящей по территории Запорожской области на рубеже I-II тысячелетий, нашла отражение в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей», написанном в середине X в. В своем труде автор приводит названия всех народов, проживавших в Поднепровье, дает пояснения названий, описывает внешний вид народов, рассказывает, как на лодках-однодеревках русы проходят через пороги и перевозят свое имущество и товары. Автор сообщает, что, проплыв пороги, русы «подходят к Крарийской переправе, где херсониты переправляются по дороге с Руси, а печенеги – в Херсон. Эта переправа шириной приблизительно равняется ипподрому... поэтому долетает стрела того, кто стреляет с одной стороны на другую. Сюда печенеги приходят и наступают на руссов. Пройдя это место, русы достигают острова, который называется святым Григорием, и на этом острове приносят свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб». Очевидно, автор имел в виду Хортицу. По-видимому, на острове существовало одно из языческих святилищ руссов, где происходили жертвоприношения после удачного преодоления опасных днепровских порогов или после победы над воинственными кочевниками. Крарийскую переправу исследователи связывают с позднейшим Кичкасским перевозом в самом узком месте Днепра после порогов перед Хортицей. Это место впоследствии служило переправой для казаков и татар. Осведомленность императора свидетельствует об особой роли участка порожистой части Днепра на днепровском водном пути. Произведение отражает ситуацию середины X в., но, несомненно, подобное положение вещей было и в предшествовавший период.

В «Повести временных лет» постоянно упоминается остров Хортица как форпост Киевского государства в борьбе против степных кочевников и одновременно как важный торговый пункт на знаменитой дороге из варяг в греки. Работникам заповедника на о.Хортица в 1976-80 гг. удалось раскопать в южной его части целое поселение времен Киевской Руси, которое упоминается в летописях под названием Протолче. Здесь останавливались купцы, направляясь вверх по Днепру и готовясь к переправе через пороги, отдыхали те, кому уже удалось пройти их, следуя вниз по Днепру к Царьграду. 

 

(Макаренко Т.М.)

На территории поселения Протолче (IX-XII вв.) найдены железные земледельческие орудия труда, жернова, предметы металлургического и кузнечного производства, ткачество.

 

Славянские поселения группировались, как и в предшествующие периоды, в основном на берегах речек и заливов.

В 988 г., когда князь Владимир вводил христианство на Руси, он приказал изрубить и сжечь всех идолов, кроме Перуна, которого приказал сбросить в Днепр. А чтобы народ не толпился на берегу и не пытался спасти его, приказал своим дружинникам идти по берегу и копьями отталкивать Перуна в воду, когда он мог пристать к берегу. Те так и делали до самых порогов, а там, в последний раз оттолкнув Перуна, ушли. Перун же, пройдя пороги, ниже их пристал к берегу, и то место по сей день называется Перунова рель. Место это теперь расположено между Днепрогэсом и Хортицей. Это одно из самых старых названий в городе, наряду с Крарийской переправой.

 

(Макаренко Т.М.)

Из письменных источников известно, что киевские князья стремились держать под контролем прибрежную полосу вдоль Днепра. На о.Хортица во время своих путешествий и походов на Константинополь останавливались дружины правителей Киевской Руси Олега (907 г.) и Святослава (971 г.), князь Игорь и княгиня Ольга (957 г.), чтобы пополнить съестные припасы и отдохнуть. Где-то здесь погиб князь Святослав – знаменитый полководец. Упрочению позиций Руси в степном Приднепровье способствовали победо-носные походы киевских князей Святослава (Х в.), Ярослава Мудрого (XI в.). 

 

В 1103 г., как сообщает летопись, идя на половцев, здесь останавливался киевский князь Святополк Изяславович вместе с другими князьями. Именно здесь, на Протолче, в 1223 г. был сбор древнекиевских дружин. Отсюда они ушли на битву на реке Калке и там сложили свои головы.

 

См. окончание на странице «Запорожское казачество» в разделе «Статьи по истории».

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Избранное: история Запорожского края
Свидетельство о публикации № 1995 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Методическое пособие для уроков по краеведению в 8-х классах средних школ Запорожской области. История Запорожского края в контексте истории Украины. Виталий Шевченко.


Краткое описание и ключевые слова для: Краеведческий материал по истории Запорожского края. 8 класс

Проголосуйте за: Краеведческий материал по истории Запорожского края. 8 класс


    Произведения по теме:
  • Запорожское казачество
  • Статьи по истории. Краткая история запорожского казачества. Окончание краеведческой статьи по истории Запорожского края для 8 класса. Виталий Шевченко.
  • Запорожский край в истории России
  • Выдающиеся люди Запорожского края: историк Яков Новицкий, атаман Нестор Махно, политический деятель Влас Чубарь, диссидент Пётр Григоренко, бард Виктор Берковский и многие другие.
  • Забытый друг
  • Бурный рост науки и техники привел к тому, что этот неприхотливый и безропотный друг степей был отодвинут на задворки современной цивилизации. А справедливо ли это? Так ли мы поступали с тем, кто

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


   
     
Краеведческий материал по истории Запорожского края. 8 класс