Статья о духовности, о справедливости. Об одной из значимых причин развала СССР. Л. Ф.
Об этом сейчас постоянно твердят в медийном пространстве. Создаётся такое впечатление, что атеистам в духовности напрочь отказано. Соглашусь с этим только по отношению к т.н. «воинствующим атеистам». Не припомню, кто сказал и не ручаюсь за точность цитирования, но поставлю всё же кавычки: «духовность – это устремление к истинно просвещённым добродетели и справедливости». Здесь нет даже намёка на веру и, на мой взгляд, идеально подходит к «приличным атеистам».
В указанном смысле духовность деятельна – возвышенные мысли, по крайней мере, должны быть хотя бы обнародованы для начала. Следующий шаг – соответствие слова и дела (это безумно тяжело). Духовность человека обеспечивает ему чёткое понимание различия между «добром» и «злом», «справедливым» и «несправедливым» в каждом конкретном случае (истинная просвещённость). По большому счёту духовно богатый человек может быть идеальным присяжным заседателем, – а это большая редкость.
«"Что сделаю я для людей?!" – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из неё своё сердце, и высоко поднял его над головой». Это сказал и сделал ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
К сожалению, автор этого прекрасного произведения не соответствует вышеуказанным критериям духовности: жить на Капри и ездить на Соловки на экскурсию, быть советской витриной в глазах западных гуманистов, зная истинное положение дел, – далеко не Данко. Я ни в коей мере не упрекаю пролетарского писателя – он подвержен обычным человеческим слабостям, не позволяющим объединить слово и дело в полной мере. Это констатация факта.
Однако идеи его были восприняты истинно духовными людьми, совершившими впоследствии незабываемые подвиги, жертвуя собой во имя жизни на Земле.
Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны – «призыватели» к подвигам, обласканные властью и окружённые почётом «воспеватели», с другой – воспитанные этими призывами, в большинстве своём неизвестные, погибшие герои и их несчастные семьи, влачащие жалкое существование.
Я отказываю в духовности таким «призывателям» и «воспевателям». Другое дело – признать их несомненную пользу и определённый вклад в победу, – к духовности это не имеет отношения, т.к. отсутствует справедливость.
Каждый человек, причисляющий себя к категории людей с высокими духовными запросами, должен себя спросить: «соответствую ли я хотя бы вышеуказанному определению духовности?». Как правило, это узнать при жизни крайне сложно. Я бы не рискнул заняться такого рода самоанализом – тут хотя бы разобраться с уровнем собственной порядочности.
«Наша Родина потеряла в Великой Отечественной Войне лучших своих сыновей и дочерей» – такой справедливый лейтмотив звучал на митингах в СССР, – к сожалению, гораздо реже мы это слышим сейчас. Могли ли так заявить немцы? – Нет, они потеряли худших, фашистов и им сочувствующих. Как это ни ужасно осознавать, но эта ситуация привела к генетическому ослаблению советского народа и наоборот, к усилению немецкого народа. В результате этих отдалённых трагических последствий и развалился СССР. Во всяком случае это сыграло далеко не последнюю роль в том, что Германия существует и поныне, а... не хочу продолжать фразу – тяжело.
Для восстановления в нашем искалеченном историей обществе естественных, более благоприятных, пропорций между духовностью и бездуховностью, добром и злом, справедливостью и несправедливостью может потребоваться исторически значимое время развития без каких либо экстремальных катаклизмов (имеется в виду война, революция, космическая катастрофа). Будем оптимистами – общество просто обязано выздороветь.
См. как продолжение дискуссии: статья Сергея Петрова «Заметка к статье Лео "О духовности"»