Статья о запорожском писателе 60-70-х годов Альберте Путинцеве. К урокам литературного краеведения. Павел Баулин.
(дополнение к статье «Запорізькі письменники»)
Прозаик и киносценарист Альберт Григорьевич Путинцев родился в 1932 г. в российском городе Омске. После семи классов поступил в военное училище, которое закончил в 1949-м. Трудная послевоенная судьба привела Альберта Путинцева на Украину, в Запорожье. Военной карьере предпочёл журналистику, в 1961 году окончил факультет журналистики Киевского государственного университета.
В том же 1961-м в Запорожском книжном издательстве (существовало до 1963 г.) вышел сборник рассказов Альберта Путинцева «Самая красивая», а в 1965 г. в издательстве «Промінь» (Днепропетровск) – роман «Свой», принёсший писателю читательское признание и членский билет Союза писателей СССР.
В это же время Альберт Григорьевич возглавляет Запорожский комитет по телевидению и радиовещанию. Вот уж раздолье было запорожским поэтам! И маститым, и молодым. Чуть ли не каждый день в радиоэфире звучали стихи, а на телевидении не переводились литературные программы, посвящённые нашим прозаикам и поэтам. Так, благодаря Путинцеву, завоёвывали популярность молодые тогда поэты Александр Стешенко, Микола Лиходид, Борис Ткаля, Анатолий Рекубрацкий, Анатолий Барылюк, Олег Семко, Александр Шостак, Светлана Скаргина и другие. Даже на моём счету – тогда только начинающего поэта – уже в школьные годы было несколько выступлений по радио и телевидению.
У меня вообще сложилось очень хорошее сотрудничество с Запорожским радио. Там еженедельно выходила субботняя литературно-художественная передача, которую вели артисты театра им. Щорса Константин Параконьев и Татьяна Нещерет. Передача, длившаяся то ли час, то ли полтора часа, состояла из отдельных фрагментов, посвящённых музыкантам, художникам, писателям и прочим творческим людям. Чтобы слушатели воспринимали всё это действо как нечто цельное, нужны были определённые «прокладки» – реплики ведущих и т.д., словом – единый сценарий. И вот Путинцев и редактор Авиатта Бачурина решили привлечь к этой работе молодых литераторов.
– Ну, что, Паша, стихи у тебя неплохие, – как-то говорит мне Альберт Григорьевич, – а сценарий написать слабо?
– Да я не пробовал, – говорю.
– Так попробуй! Кстати, у тебя какая стипендия (я к тому времени учился на втором курсе «машинки»)? На всё хватает?
– Тридцать пять рублей, – отвечаю. – Родители, конечно, помогают... А вы это к чему?
– Так в твои годы на жизнь надо уже самостоятельно зарабатывать. Сценарий напишешь, на гонорар ещё и родителям подарки купишь.
Уже позже я смекнул: давая задания на сценарии, Альберт Путинцев, хлебнувший лиха в юные годы, хотел таким образом материально поддержать молодых литераторов.
Написать сценарий часовой радиопередачи оказалось не таким уж мудрёным делом: посоветовался с Параконьевым, посмотрел, какие пойдут сюжеты, перелицевал пару-тройку анекдотов для ведущих, придумал связки и за два вечера выдал работу «на гора». Но гонорар-то, гонорар! Моя двухмесячная стипендия или даже чуть поболее.
В 1971 году в «Промені» выходит очередная книга Альберта Путинцева «Бой в утренней степи», а спустя два годя он становится директором знаменитой киностудии имени Александра Довженко.
Альберт Григорьевич переезжает в Киев, но связи с запорожской писательской организацией не прерывается. Он способствует тому, чтобы запорожцы активно участвовали в творческих проектах киностудии. В частности, снимается двухсерийный кинофильм по сценарию Виктора Дмитриевича Черевкова и т.д.
Помню, зимой 1981 г. я и молодой запорожский прозаик Анатолий Куртин приехали в Киев. У меня были дела в издательстве «Молодь», где «крутилась» моя поэтическая рукопись, а Толя привёз сценарий кинокомедии. С вокзала – прямо «на Довженко», к директору. Принял сразу же, попросил два дня, чтобы прочитать сценарий Куртина и на весь наш киевский визит поселил (бесплатно!) в шикарную студийную гостиницу.
Кстати, к тому времени Альберт Григорьевич был уже лауреатом Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко (1980 г.) как автор сценария публицистического документального телевизионного фильма по книге Л. И. Брежнева «Возрождение». Вместе с Путинцевым премии был удостоен и народный артист СССР Вячеслав Тихонов, ведущий телефильма.
К середине восьмидесятых на Альберта Путинцева наваливается куча неприятностей. На студии идут какие-то бесконечные проверки, директора пытаются в чём-то обвинить. Тщетно! Контролирующие трезоры, как ни стараются, не находят ни малейших нарушений. Но эта нервотрёпка дорого даётся директору – инфаркт, долгое лечение и невозможность осуществлять руководящие функции.
Последний активный творческий всплеск Альберта Путинцева – работа над фильмом «В одну-единственную жизнь» (1986 г.). Он – автор сценария, а в ролях – Николай Олялин, Ада Роговцева, Эрнст Романов... Музыку к фильму написал Александр Градский. Односерийный кинофильм «В одну-единственную жизнь» имел неплохой прокат, а после...
А после было забвение. В мерзкие, трагические, рваческие, криминальные девяностые уже никого не интересовали людские судьбы. Об Альберте Путинцеве просто забыли.
Вот и сегодня ни в Википедии, ни вообще в информационном поле вы практически ничего не найдёте об этом незаурядном писателе, сценаристе, руководителе, человеке.
И забвение это сродни предательству. Ибо запорожский писатель (всё-таки, запорожский!) Альберт Путинцев сделал в жизни много добрых и благостных дел.
Небольшое дополнение – в комментарии Константина под статьёй о П.Б. Баулине