Современный очерк. История литературы ХХ век. О людях, сохранивших запорожскую русскоязычную поэзию при развале СССР. Фёдор Приварников, Григорий Гайсинский, Елена Алейник.
Всё, наверное, начинается не на пустом месте – всегда есть какой-то переходной мостик, связующая ниточка. В конце 80-х – начале 90-х, на перепутье, для русскоязычных литераторов нашего города это были два замечательных человека – Фёдор Аркадьевич Приварников и Григорий Самойлович Гайсинский. Фёдор Аркадьевич, преподававший на подготовительных курсах при Запорожском университете, по своей инициативе вёл ещё и литературные курсы для начинающих поэтов. Шестидесятник, он мыслил свободно и мудро: нам не удалось – так сделайте вы. В 90-х он уехал на север и стал редактором газеты «Огни Арктики» (как-то раз напечатал там и нас), потом ниточка оборвалась. Всё, что сохранилось у нас из его поэзии, мы напечатали в «Провинции-2. Часть 2».
Григорий Самойлович, инженер, получивший образование в Ленинграде в тех же 60-х, буквально дышал Поэзией и, наверное, больше времени отдавал ей, чем своей семье. Когда-то он писал, но запомнился людям не этим. Это был настоящий жрец Поэзии, реактор всех запорожских литературных начинаний 70-х, вокруг которого жизнь кипела и бурлила. Десять лет спустя он стал своеобразным магнитом для начинающей литературной молодежи, создав при Доме учителей Ассоциацию «ДОМ» («доверие, общение, милосердие»), где принимали всерьёз всех, кто приходил, относясь уважительно и помогая духовному росту. Пусть лишь какая-то часть из членов Ассоциации осталась в запорожской поэзии – главное не в количестве.
Нельзя сказать, что ничего не давало в плане творческого роста официальное запорожское литобъединение при Национальном Союзе писателей. Но они работали своими методами, осторожно и избирательно; опасаясь допустить в поэзию «графоманов», резали по живому, отсекая всё, что было пока неумело, хоть и таило зачатки таланта. Не знаю, может быть, так и надо? Отвергать для того, чтобы те, в ком хватит силы таланта и твёрдости духа, сбылись вопреки. Гайсинский считал иначе: талант – явление редкое, и не во всех, кто им обладает, Бог вложил ещё и силу воли и уверенность в себе. Иногда только это и нужно – поддержать морально, показать, что ты в человека веришь. И тогда он горы свернёт.
В начале 90-х мы стали ходить в студию «ПриВЕРЖЕнцы» при новой газете «Верже»: уютный «кабачок»-подвальчик, где под чай и магнитофон поэты читали свои стихи и рассказы, а барды пели свои песни. Отличительной чертой было то, что нас всерьёз воспринимала уже и редакция: мы написали для газеты немало статей в пору её становления, и, судя по отзывам запорожцев, материалы цепляли за живое.
Вела студию журналист и поэт Елена Алейник, человек большого дарования. Её незаурядный талант до самой её смерти так и не нашел своё воплощение в книге: как всегда, спонсоров у нас находят либо начинающие, либо давно состоявшиеся и имеющие уже десяток книг. Личность самостоятельная и яркая, неспособная подстраиваться, имеющая убеждения, лишь в редчайших случаях может воплотить свои замыслы в печатном виде. Хорошо, что хоть после смерти один-единственный сборник поэзии Елены увидел свет благодаря её родственнику.
Конец у «ПриВЕРЖЕнцев» был «интересный»: нам в помещении отказали, хотя ещё некоторое время спустя продолжали иногда печатать наши стихи (их отбирал старейший запорожский поэт Михаил Ласков), а Елена Алейник лишилась работы и обещанного редакцией за её труды сборника.
Тогда и возникла идея творческой ассоциации «Кольцо», основавшей альманах «Провинция» и через значительный период времени способствовавшего возникновению Конгресса литераторов Украины. Но это уже рассказ отдельный. Я же хотела рассказать лишь о живых мостиках Времени – людях, передающих творческую эстафету от поколения к поколению на разломе эпох, когда все традиции, культура и связи могут быть утеряны.
Григорий Самойлович, инженер, получивший образование в Ленинграде в тех же 60-х, буквально дышал Поэзией и, наверное, больше времени отдавал ей, чем своей семье. Когда-то он писал, но запомнился людям не этим. Это был настоящий жрец Поэзии, реактор всех запорожских литературных начинаний 70-х, вокруг которого жизнь кипела и бурлила. Десять лет спустя он стал своеобразным магнитом для начинающей литературной молодежи, создав при Доме учителей Ассоциацию «ДОМ» («доверие, общение, милосердие»), где принимали всерьёз всех, кто приходил, относясь уважительно и помогая духовному росту. Пусть лишь какая-то часть из членов Ассоциации осталась в запорожской поэзии – главное не в количестве.
Нельзя сказать, что ничего не давало в плане творческого роста официальное запорожское литобъединение при Национальном Союзе писателей. Но они работали своими методами, осторожно и избирательно; опасаясь допустить в поэзию «графоманов», резали по живому, отсекая всё, что было пока неумело, хоть и таило зачатки таланта. Не знаю, может быть, так и надо? Отвергать для того, чтобы те, в ком хватит силы таланта и твёрдости духа, сбылись вопреки. Гайсинский считал иначе: талант – явление редкое, и не во всех, кто им обладает, Бог вложил ещё и силу воли и уверенность в себе. Иногда только это и нужно – поддержать морально, показать, что ты в человека веришь. И тогда он горы свернёт.
В начале 90-х мы стали ходить в студию «ПриВЕРЖЕнцы» при новой газете «Верже»: уютный «кабачок»-подвальчик, где под чай и магнитофон поэты читали свои стихи и рассказы, а барды пели свои песни. Отличительной чертой было то, что нас всерьёз воспринимала уже и редакция: мы написали для газеты немало статей в пору её становления, и, судя по отзывам запорожцев, материалы цепляли за живое.
Вела студию журналист и поэт Елена Алейник, человек большого дарования. Её незаурядный талант до самой её смерти так и не нашел своё воплощение в книге: как всегда, спонсоров у нас находят либо начинающие, либо давно состоявшиеся и имеющие уже десяток книг. Личность самостоятельная и яркая, неспособная подстраиваться, имеющая убеждения, лишь в редчайших случаях может воплотить свои замыслы в печатном виде. Хорошо, что хоть после смерти один-единственный сборник поэзии Елены увидел свет благодаря её родственнику.
Конец у «ПриВЕРЖЕнцев» был «интересный»: нам в помещении отказали, хотя ещё некоторое время спустя продолжали иногда печатать наши стихи (их отбирал старейший запорожский поэт Михаил Ласков), а Елена Алейник лишилась работы и обещанного редакцией за её труды сборника.
Тогда и возникла идея творческой ассоциации «Кольцо», основавшей альманах «Провинция» и через значительный период времени способствовавшего возникновению Конгресса литераторов Украины. Но это уже рассказ отдельный. Я же хотела рассказать лишь о живых мостиках Времени – людях, передающих творческую эстафету от поколения к поколению на разломе эпох, когда все традиции, культура и связи могут быть утеряны.
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!