Чёрный квадрат это... О картине «Чёрный квадрат» художника Казимира Малевича. Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются мазками, рисунком, цветом и насыщенностью. После «Чёрного квадрата» и «Белого квадрата» Малевич нарисовал ещё и «Красный квадрат».
Продолжение статьи Резиновая живопись.
В своей предыдущей статье «Резиновая живопись» я попытался с позиции провинциального обывателя поговорить о подмене в изобразительном искусстве НАСТОЯЩЕГО ложным и для примера, гипотетически, расположил на противоположных стенах зала одного из известных музеев мира две картины: «Джоконду» Леонардо да Винчи и «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Каково же было моё удивление, когда в дискуссии некоторые «эксперты» высказали сомнение по поводу положительной оценки будущими потомками художественных достоинств «Джоконды» и несомненного величия, как произведения изобразительного искусства, не требующего доказательств, «Квадрата». Мнения читателей также разделились. Сегодняшняя статья не только о двух диаметрально противоположных точках зрения сторонников, утверждающих, что искусство должно нести «разумное, доброе, вечное, нравственное» и сторонников, уверенных в том, что искусство никому ничего не должно. Именно так ставят вопрос многие критики и искусствоведы, забывая уточнить: а все ли «творенья» (о них – см. ниже) подпадают под определение «произведение искусства»? Да и есть ли разница, что называть «шедевром»? Ведь важно не это, а целенаправленное информационное одурачивание людей. Разрушая культуру, маяки и ориентиры, легко внушать любые небылицы и всех «заблудших» вести по ложному пути.
Процитирую выдержки из писем-откликов на статью «Резиновая живопись»: «… Арт-группа "Война" получила государственную премию за изображение фаллоса на Литейном мосту».
«… Автор написал РОМАН, который назывался "Не надо, я сама". Он, роман, состоял из обложки с названием (вышеприведённым) и из одного листа вкладыша, на котором было написано два предложения: "Не надо. Я сама". Он, "РОМАН", был издан, ему был присвоен копирайт: Нанотехнологии!»
«…Судя по всему, в изобразительном искусстве ситуация самая катастрофическая. К перечисленному Вами можно добавить и картины из собачьих экскрементов, и голого, кусающего прохожих художника – как объекта искусства и т.д.»
Писательница, публицист Татьяна Никитична Толстая свою знаменитую статью «Квадрат», написанную несколько лет назад, заканчивает словами: «Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов в России, существующем на американские деньги. Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить, дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому», доквадратному искусству, тонкие ценители. Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения». Но нам несут и несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги, иначе фонд закроют. А он кормит слишком многих в нашей бедной стране. Мы стараемся, по крайней мере, отдать деньги тем, кто придумал наименее противное и бессмысленное. В прошлом году дали денег художнику, расставлявшему пустые рамки вдоль реки; другому, написавшему большую букву (слово) «Я», отбрасывающую красивую тень; группе творцов, организовавших акцию по сбору фекалий за собаками в парках Петербурга. В этом году — женщине, обклеивающей булыжники почтовыми марками и рассылающей их по городам России, и группе, разлившей лужу крови в подводной лодке: посетители должны переходить эту лужу под чтение истории Абеляра и Элоизы, звучащей в наушниках.
После очередного заседания мы выходим на улицу и молча курим, не глядя друг другу в глаза. Потом пожимаем друг другу руки и торопливо, быстро расходимся».
Есть очень простой и эффективный способ определения позиции, знаний, эрудиции (да и характера) любого полемиста, от политика до искусствоведа. Задайте ему конкретный математический вопрос: сколько будет дважды два? Если он уклонится от ответа или начнёт вам рассказывать историю развития арифметики в Древней Греции, то ваш собеседник или не знает ответа, или по каким-то причинам не хочет его озвучивать. Ответ «дважды два будет двадцать два» не стоит и комментировать. А вот если на совершенно конкретный вопрос вы услышите абсолютно точный, краткий и правильный ответ, то перед вами серьёзный и думающий «противник».
Мне, как человеку несомненно «заблудшему», но пытающемуся приобщиться к современному изобразительному искусству, а, возможно, и покорить, если не горную вершину, то хотя бы холм познания истины в живописи, позвольте задать вопросы. Считать ли шедевром только «Чёрный квадрат» Малевича, или под это определение попадает и его «Красный квадрат» и «Белый квадрат» на белом? Казимир Малевич, как известно, написал несколько вариантов «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, шесть-семь). Известно, что в период с 1914–1915 гг. по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются мазками, рисунком, цветом и насыщенностью. Один из «Квадратов» принято относить к рубежу 1920-х–1930-х годов. После «Чёрного квадрата» и «Белого квадрата» Малевич нарисовал ещё и «Красный квадрат». «Черный квадрат» включён в триптих («Чёрный Круг», «Чёрный Крест»), т. е. нельзя квадрат (а их шесть-семь) отрывать от единой композиции и идеи триптиха. Как мы все помним, триптих (сложенный втрое) – три произведения искусства, объединенных общим замыслом. Значит, чёрных кругов и крестов должно быть шесть-семь. А где они?
Уважаемые читатели, если не трудно, то ответьте, пожалуйста, какой из квадратов вам кажется более «выдающимся», красный или белый, как вы различаете чёрные квадраты (их – несколько) и какой из них лучше слышится? Да-да, слышится! Ведь Малевич ещё призывал их именно СЛУШАТЬ!!!
Можно было бы понять, если бы Малевич (его иногда называют «могильщиком искусства») не на словах, а на деле после ОДНОГО квадрата хлопнул дверью и ушёл из изобразительного искусства в «монастырь» (ведь «живопись умерла»). Но он всю оставшуюся жизнь (после «конца света») продолжал активно противоречить самому себе и «творил» квадраты, кубы, круги, клеточки и, только вдумайтесь, вернулся под занавес в русскую школу реалистической живописи, которую сам же когда-то похоронил!
Ещё одна цитата из статьи «Квадрат»:
«Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в чёрную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, чёрные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почём земная слава и как захватить её самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчёт. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернётся; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же человек возмущённо завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить, что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло, повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. Бог умер, Бог никогда не рождался, Бога надо потоптать, Бог вас ненавидит, Бог — слепой идиот, Бог — это торгаш, Бог — это Дьявол. Искусство умерло, вы — тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это — настоящее, это — тёмное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полёта, ни просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний. Жизнь есть смерть, смерть здесь, смерть сразу».
Больно видеть растерянность некоторых наших мэтров от культуры и их недопонимание сложившейся обстановки в самой этой «КУЛЬТУРЕ» и в стране. По центральному ТВ недавно показали «библейское избиение МЛАДЕНЦАМИ» Никиты Михалкова. Из-за присущей ему лёгкой степени мании величия Никита Сергеевич подумал, в первую очередь, о защите своей персоны и принял удар на себя, не понимая, что главной мишенью был не он, а все режиссёры, писатели, композиторы и простые телезрители. Нам показали, что никакие «Оскары» и прошлые «боевые» заслуги не спасут никого от КУЛЬТУРНОГО «БЕСПРЕДЕЛА», творящегося на ТВ и в стране, что позиции культурных «беспредельщиков» очень сильны. Деньги и ложь – вот главный двигатель нынешнего культурного «прогресса», а на тезис «разрушая культуру, разрушаем нацию» давно, как на «пустяк», никто не обращает внимания.
Василий Лифинский
Читать стихи и дискуссии по Чёрному квадрату:
Чёрный квадрат, У «Чёрного квадрата» Малевича,
«Небо – перевёрнутый дуршлаг...»