Статья о начинающих поэтах и о графоманах. Начинающие поэты. Можно ли считать большинство пишущих стихи графоманами. Проблемы начинающих поэтов. Поэзия как один из способов достижения гармонии. Обилие и конкуренция начинающих, хорошо или плохо?
О начинающих поэтах
Как редактор двух альманахов и человек, которому приходится много общаться с поэтическими кругами разных городов – и не только Украины, – я заметила одну ярко выраженную тенденцию: появление всё новых и новых авторов, которые в предыдущие десятилетия своей жизни как-то не особо страстно горели любовью к слову и занимались другими делами – и вдруг увлеклись творчеством. Сейчас происходит резкий всплеск поэзии, и это притом что она не даёт авторам ни денег, ни известности, будучи пока очень слабо востребована читателями. Почему же возникает так много начинающих поэтов – особенно среди людей уже не вполне юных, во всяком случае, не новичков в жизни?
В юности почти все пишут, и почти все, увлёкшись семьёй, карьерой, каким-то хобби, бросают писать. А начинают заново уже в зрелом возрасте. Нередко после каких-то серьёзных жизненных испытаний, душевного потрясения или одновременно с «поиском Истины» (а может, вместо неё). Стихи воспринимаются как Божие откровение, как диктовка свыше. В них вкладывают либо прописные истины той религии, с которой для себя определился данный автор, либо жалобы и надежды – фактически, те же «молитвы», только зарифмованные. Исключения (попытки творить словом свои миры гармонии и красоты) – среди тех, кто не был причастен к литературе ни по роду своей деятельности, ни по способу мышления, – бывают, но они не столь часты.
Слишком остро сейчас ощущается потеря смысла жизни, негармоничность устройства человеческого бытия, пустота безверия. В условиях сумасшедшего современного темпа жизни, постоянных стрессов и перенапряжения поэзия позволяет психологически разгрузиться, высказаться, излить свою душу в стихах. Таким образом, поэзия частично берёт на себя функции церкви и медицины.
В то же время люди, жившие в эпоху осмеяния религии, не способны думать и молиться по-старому, как их прадеды. Образование способствует развитию мышления и сознания, заставляет анализировать, подвергать всё сомнению. Не все удовлетворяются общением с Богом посредством другого человека – такого же смертного. Многие подсознательно ищут иной способ связи, более «прямой» и «надёжный». И надо сказать, что не всегда он оказывается хуже традиционного, проверенного временем.
Один из таких способов – творческое вдохновение, которому предшествует состояние крайнего напряжения всех душевных сил. Фактически это то же состояние, которое испытывают ученые, композиторы, философы и духовные подвижники – те, кто двигают вперёд человеческую мысль и способствуют эволюции общества. Сказано, например, что музыка – универсальный язык. Верно! Но и поэзия – один из распространенных языков общения с Мировой Гармонией.
Можно ли сказать, что поэзия становится боговдохновенной или что поэзия – религия будущего? Нет, конечно. Но следует помнить, что «религия» (по-латински religare) означает «связь, единение» – Высшего с низшим. Если признавать удивительную гармоничность организации и функционирования всего Космоса, необычайную осмысленность, разумность всего, что в нём живет и взаимодействует, то даже закоренелому атеисту трудно отрицать теоретическую вероятность иных, более совершенных форм жизни. Нельзя сказать «не материальных»: и дух, и даже мысль – это материя, только намного более тонко организованная. А если действительно есть различные формы жизни, то должны же быть и какие-то способы общения между ними, кроме тех, которые существуют в человеческом обществе? Не исключено, что в нас от рождения заложены не только всем известные каналы восприятия: зрение, слух, осязание и т. д. Поэзия тренирует человека использовать совсем другие, до того не задействованные каналы и улавливать мыслеобразы тонкого мира («Высших Сфер»), т.е. то, что он принимает за «откровения» и «озарения».
Здесь очень важно помнить, что сферы духовные тоже могут иметь градацию плотности, и понятие «духовный мир» буквально означает именно мир духов, духи же бывают разные. Чем гармоничнее и солнечнее настроен человек, тем более тонкие мыслеобразы он способен уловить и отразить в своём творчестве, а тот, в ком болит и мечется душа, сгорающая в страстях и печалях, конечно, притянет мыслеформы более плотные. Тем не менее, и этот опыт способствует расширению и утончению человеческих каналов восприятия, что помогает – кроме постижения организации тонкого мира – ещё и усвоению законов, по которым вообще существуют миры – в том числе наш (не исключено, что самый плотный).
Можно только предположить, что поэзия нужна, прежде всего, самим начинающим авторам – как нечто, позволяющее выбраться из духовного тупика, из привычного, ограниченного мышления.
Но с такой же долей вероятности можно предположить и другое – что она нужна эволюции. А значит, чем более светлые, более тонкие слои духовной материи способен постигать и отражать поэт, тем более точно совпадает вектор его творчества с направлением мирового развития.
И возникает вопрос: такое широкое распространение творчества, как сейчас, – хорошо это или плохо?
Для высокой поэзии, наверное, плохо. Обилие пишущих порождает уже не соревнование талантов, а конкуренцию пробивных, способных себя «раскрутить», «подать», людей ловких и цепких.
С другой стороны, есть в этом обилии очень важная положительная сторона. Начинающие поэты учатся слышать мир духовный, и поэзия становится не расплывчатым набором отвлечённых религиозных символов, а отлитой в чёткие, краткие и образные формы философией, наукой глубокой и – вместе с тем – более человечной и душевной, чем раньше.
Не умно и бесполезно травить начинающих поэтов, как бы поздно они ни начинали. Это не графомания – люди духовно растут, и творчество на этом пути – один из способов развития.
В конечном счёте, любая поэзия найдёт своего читателя. Тот, кто только начинает свой путь к самопознанию и поиски гармонии, а сам не пишет или пока пишет крайне слабо, всё равно пройдёт мимо образцов высокой поэзии, ибо нужнее ему на данном этапе то, что созвучней и ближе. Каждый выбирает по себе. И не только «женщину, судьбу или дорогу», как поётся в песне, но и наиболее близких и понятных ему авторов.
Обилие начинающих поэтов – не «хорошо» и не «плохо». Это обусловленная самой жизнью данность, и сузить, подавить её искусственно невозможно, да и не нужно.
А совершенствоваться стоит всё-таки не только духовно, но и профессионально – если уж взялся за перо. В конце концов, «рукописи не горят», и время, потраченное на приведение каждой строчки к гармонии и совершенству, не потеряно. Это необходимо самому начинающему автору. Это его путь к себе. Но если даже, приложив немало усилий и разочаровавшись в их плодах, в общем-то талантливый человек отвергает путь собственного развития через поэзию, всё равно полученный им опыт обязательно пригодится для внутреннего развития.
* * *
Тетради мятный горний воздух,
светящийся пречистый снег.
Из ничего ты слово сздал.
Крылатое. Одно на всех.
Тетради тернии и раны.
Жестокий и упорный труд.
Ты звуки извлекаешь равно
небесных и подземных руд.
Но вдохновение ли Сила,
что нас по лезвию ведёт,
иль одержания сивилла,
неявный для рассудка гнёт?
В какие сферы заглянули?
Что притянули за собой?
Какой разворошили улей
души пичугой горевой?
Всё это остро, жутко, мятно,
до ослепления темно,
и слышать нам дано – невнятно... –
Вот потому-то и дано.
(см. продолжение, советы начинающим поэтам:
© Светлана Скорик
Статья защищена авторским правом. Распространение в Интернете запрещается.