Сферы познания

Иногда полезно порыться в старых бумагах и найти нечто в дополнение к сегодняшнему.


Дух и материя На протяжении тысячелетий у людей замкнутых в племя, род, село было единое мировоззрение, хранителями которого выступали старейшины и жрецы. Оно выражалось в едином образе жизни, обрядах, танцах, одежде, питании, песнях, традициях. Это мировоззрение носили религиозно-духовный характер. Человек считал себя частью природы, связанным со всем живым и с ушедшими предками. В целом это позволяло достаточно адекватно приспосабливаться к окружающей природе и друг другу.
Постепенно, в процессе развития и усложнения жизни, это единое цельное знание и способ познания раскололись на религию, искусство, философию и науку. В 19-м – первой половине 20-го века наука заняла господствующее положение в познании бытия, оттеснив религию. Были открыты основные законы физического мира, биологии и даже развития общества. Наука руководствовалась точными доказательными, проверяемыми методами, она не признавала границ. Казалось, она вполне отомстила своей гонительнице – религии.
Руководители СССР объявили о конце религии и заменили ее новой бездуховной религией под странными названиями «научные» атеизм и коммунизм. Но постепенно стало ясно, что научный метод познания так же ограничен, как и другие. По меткому выражению Льва Толстого, наука отвечает на вопрос «Как?», но даже не пытается ответить на вопрос «Почему?»
Далеко не все можно проверить опытом и описать статистически, например историю. Одно и тоже историческое событие в разное время и, что интересно, иногда одними и теми же людьми, трактуется совершенно по-разному. Ученые-специалисты подобно кротам, так углубились в свои отрасли, что нередко не понимают и не слышат друг друга. Наука заходит в тупик при попытке объяснить основополагающие аспекты бытия: возникновение Вселенной, Жизни, Разума. Стало ясно, что возможности науки огромны, но не беспредельны.
Научная деятельность чисто интеллектуальна, она лежит за пределами нравственности. Ее достижения можно использовать как на добро, так и во зло.
Снова вспомнили о религии. Во-первых, как хранительнице высших нравственных ценностей, и тут ее приоритет безусловен. В древних религиях, особенно Ведической, содержится такая информация, которая никак не могла быть получена древними опытным путем. Причем эти данные согласуются с современными представлениями науки. В тоже время религиозные деятели догматичны и консервативны, они совершенно не готовы идти навстречу науке в мировоззренческих вопросах, считая древние книги абсолютными и непререкаемыми. Основные религии, признавая единого Бога, абсолютно не готовы искать компромисс друг с другом в Его понимании. Считают любое отступление от своих канонов ересью и безбожием. Если наука все время стремится к единству, то количество направлений и сект, в том же христианстве, постоянно увеличивается. Во имя выгоды, власти и других мирских прелестей церковники, те же христиане, не находят общий язык.
Относительно открытой для контакта, как с другими религиями, так и наукой остается ведическая религия, вообще религии Востока, более открытые и динамичные, менее жестко регламентированные.
Несколько в стороне стоит искусство. На первый взгляд, оно является способом отражения, а не познания мира, иллюстрации тех же религиозных положений. Между тем, воздействуя на эмоции, они значительно обогащают внутренний мир человека, помогают ему ориентироваться в обществе. Именно классическая художественная литература является высшей школой человекознания. Искусство, по свое сути, многозначно, оно предполагает соучастие читателя, зрителя в творчестве, право на личное свое и неповторимое прочтение. Оно часто содержит скрытую информацию, о которой может и не подозревать автор. Оно многолико и разнообразно. Искусство, в отличии от науки не устаревает. Наоборот, прошедшие выдержку временем, настоянные как хорошее вино, произведения несут огромный жизнеутверждающий заряд. Дают ответ на вечные и всегда злободневные вопросы, перед которыми нередко опускает руки не только наука, но и религия.
Искусство воздействует, в первую очередь, на эмоции. Музыка, танец – это только эмоции, которые преображают и возвышают или, наоборот, опускают и разрушают. Мудрецы говорят, что первую свою религию человек спел и вытанцевал. Я еще помню те времена, когда огромной объединяющей силой было пение. «Співчуття, співбесіда, співрозмовник». Это универсальное объединяющее средство утрачено. Компьютер создает иллюзию общения. Архитектура, если она настоящая, это застывшая музыка. Сейчас огромную роль в архитектуре, в целостности ансамблей городов, особенно американских, играет дизайн. Красота – это еще и высшая целесообразность, важная, в том числе, и в технике. «Некрасивый самолет или ракета не полетит» - это хорошо знают авиаконструкторы.
Искусство тесно взаимодействует с религией. С одной стороны, многие религиозные тексты, та же «Песнь песен» и другие, являются выдающимися художественными произведениями. С другой стороны, именно в древних религиях, книгах, художники кисти, слова и музыки будут черпать вдохновение для творчества. Эти произведения остаются понятными людям на протяжении десятков веков.
Безусловно, искусство воздействует и на ученых, стимулируя их творчество. Через искусство, в первую очередь литературу, пропагандируются достижения науки. Она же, в свою очередь, бесконечно увеличила возможности искусства – кино, телевидение, компьютер. Абстрактное искусство породило такое интереснейшее явление как дизайн.
Наука всегда ограничена во времени. Она останавливается на границе неопознанного, постоянно расширяет эту границу и получает всегда больше вопросов, чем находит ответов. Но есть люди, стремящиеся переступит эту границу, познать неведомое не силой опыта, а силой мысли. Этих людей зовут философами. Они стремятся объять необъятное. Объединяя разные знания добытые специалистами, они создают новые синтетические теории, оплодотворяют и стимулируют науку для нового поиска. Они углубленно познают всю сложность взаимодействия Человека, Человечества, Природы.
Научные теории стареют раньше, чем их авторы. Мысли великих философов живут вечно. При этом философы обязательно используют все доступные им научные знания, используя их как материал, хворост для костра. В свою очередь, религии возникли как философские системы, опирающиеся на уровень знаний того времени. Затем эти знания застыли, «овладели массами» и стали догмой.
Не сложно понять, что все четыре метода познания действительности постоянно взаимодействуют друг с другом, во многом перекрывают друг друга, но, ни один из них, не заменяет и не перекрывает полностью другие. В тоже время, когда какая-то из этих отраслей познания пытается занять особую, доминирующую позицию, претендует на универсальность (религия в Темные века, наука в СРСР) – это ведет не только к угнетению других, но и, в конечном счете, к деградации господствующей теории. Только взаимно дополняя, обогащая и стимулирую друг друга, они могут успешно развиваться.
Постоянно возникает соблазн для объединения, особенно в сегодняшнее глобализованное время, все способы познания в один. Думаю, что это такая же утопия, как попытка объединить все четыре физические силы в теорию единого поля. Они охотно взаимодействуют друг с другом, но не объединяются.
Пусть наука углубленно изучает и объясняет те, в первую очередь, физические явления природы, которые доступны ее пониманию.
Пусть религия сохраняет нравственные идеалы, поднимает и одухотворяет творцов науки, искусства и философии к высотам служения божественной премудрости.
Пусть искусство облагораживает человека, воздействует на эмоции, обогащает его знаниями и пониманием, в первую очередь, социального мира.
Пусть философия вечно стремится за пределы известного и доступного, усовершенствует человека, отношения между людьми, оплодотворяя веру и науку новыми идеями. Сейчас говорят о специализации в философии, но это же полный нонсенс, смерть философии, это уже социология, политология и так далее. Разница между философом и специалистом такая же как между научным работником-тружеником каких сейчас миллионы, и ученым-мыслителем, которых во все времена были единицы.
В искусстве фантастика – это тоже попытка заглянуть за занавес, открыть или нечто новое, или показать путь к открытию. Показать нечто, казалось бы, известное, но с другой точки зрения, для лучшего понимания сегодняшнего и взгляда в будущее.
Как же достичь гармонии во взаимодействии как с этими китами вообще, так и для понимания мира и своего места в нем? Для этого служит универсальный ключик, идеальная отмычка. Название ее диалектика.
Сегодняшний средний «пересічный» человек темен, черен и необуздан не от недостатка информации, а от ее избытка. В его голове полный хаос. Он во многих отношениях значительно больше механический компьютер, чем его далекий предок. Древние имели цельное мировоззрение, которое соответствовало их месту в обществе и природе, они были достаточно адаптированы и гармонизированы с окружающим миром.
Сегодняшний человек в подавляющем большинстве лишен и гармонии и четкого мировоззрения. Особенно это относится к гражданам стран, пережившим полное крушение идеологий. Кто хватается за осколки старого, кто-то ни во что не верит. Подавляющее число сегодняшних болезней – это болезни социальной дезадаптации, то есть не понимание человеком ни мира вообще, ни своего места в этом мире, ни даже места в коллективе и семье. Всеобщая и тотальная компьютеризация – это десоциализация общества.
Моей задачей не было создание новой теорию. Я хотел лишь наметить, предложить тропу восприятия и соответствия этому миру, путь знания, путь постижения гармонии, благости между собой и окружающими, то есть обществом, между своей биологической и социальной природой, в том числе и путем углубленного понимание ошеломляющего разнообразия этого мира.
Множество специалистов, добросовестных научных работников, литераторов, проповедников познают и даже пытаются объяснить этот мир. Изредка среди них появляются Гении Духа, личности всегда всесторонне развитые, которые высоко возносятся над своими современниками и величие которых только растет со временем: Данте и Леонардо, Гете и Шекспир, Толстой и Бунин, Сковорода и Шевченко, Вернадский и Чижевский, Пастернак и Ефремов. Прислушайтесь к этим светочам человечества!
Истина не в количестве информации, а в ее качестве и понимании.

Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 15252 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Иногда полезно порыться в старых бумагах и найти нечто в дополнение к сегодняшнему.


Краткое описание и ключевые слова для: Сферы познания

Проголосуйте за: Сферы познания

(голосов:1) рейтинг: 100 из 100

    Произведения по теме:
  • Мысли между делом
  • Короткие размышления о волнующих автора вопросах.
  • Время и Вечность
  • Между тем продление свое жизни достаточно просто и доступно каждому разумному человеку.
  • Памяти учителя. Александру Шамровскому
  •  Памяти моего Учителя Александра Дмитриевича Шамровского. Мой Учитель всегда считал, что человека нужно провожать в иную жизнь без скорби, светло и торжественно. В ночь на 14 августа 2016 г. умер
  • Единое целое
  • Зарисовки в стиле А. Платонова о уме и чувствах, о душе и нраве человека. Если ум охвачен деятельностью, то чувства отходят в сторонку, чтобы не мешать.
  • Общество справедливости
  • Новая мировая война – война в сознании, внутри человека. Космическое мышление и планетарное сознание – поверх барьеров границ, наций, конфессий. Задача деятелей культуры – борьба за сохранение
  • Вера и религия
  • Эссе о религии и вере, их взаимосвязях и способе смотреть на мир. Философское рассмотрение вопроса о религии. Януш Мати.
  • Символ Христа
  • Размышления о неслучайности нашей жизни, о личности как связующем звене прошлого и будущего, земного и космического. Юрий Безух.
  • Блаватская: мифы о плагиате и личной жизни
  • Жизненная миссия Блаватской. Разоблачения спиритов в Америке. Организация Теософского общества и его цели. «Разоблачённая Изида». Блаватская и знаменитые учёные. Сергей Витте о Блаватской: миф о
  • Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет
  • Замужество Блаватской и бегство из дому. Встреча с Махатмой. Обучение Блаватской в Тибете. Часть 2 биографии Блаватской. Блаватская: жизнь и мифы. Бегство из дому и Тибет

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Сферы познания