Leo
Заметка к статье Сергея Петрова «Ритм в поэзии и музыке»
Представляется возможным дополнить интереснейшую статью С. Петрова.
Приведу пример смешанного двухдольно-трёхдольного стихотворного размера в тексте популярной советской песни (отдельно от музыки) ––>
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ
Музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Чуркина (1941)
...
(двухдольная конфигурация) ––>
Прощай, любимый город __ Уходим завтра в море
______1___2__1_2__1__2__1_2_1__2__1___2___1_2_
(трёхдольная конфигурация) ––>
И ранней порой _ Мелькнёт за кормой _ Знакомый платок голубой
__1__2___3_1__2__3____1_2__3___1_2__3_1__2____3_1__2_3_1
...
Здесь знаками «__» и «_» обозначены необходимые т.н. «ударные» и «безударные» ритмические паузы.
После соединения стихотворения с музыкой образовалась известная песня, в которой, благодаря музыкальному манипулированию длительностями отдельных песенных слогов удалось убрать «разнобой» в стихотворном тексте ––> в песне с точно такими же словами трёхдольный размер отсутствует. На протяжении всей песни использован исключительно размер (музыкальный) двухдольный (или кратный двудольному).
Нужно сказать, что в отличие от стихотворного текста, нотная запись, кроме тонового признака содержит ещё и признаки различных длительностей звуков и длительностей пауз (если таковые специально предусмотрены) между звуками.
В натуральных же стихах длительности слогов (тем более – пауз) никак не обозначены, что допускает некоторую свободу декламатору, в т.ч. и для выравнивания ритма в строке за счёт вставляемых пауз при чтении вслух.
Однако в музыкальном варианте (в виде песни) благодаря развитой графике, отображающей различные длительности «пропева» песенных слогов, удаётся получать более внушительные результаты (замену трёхдольного стихотворного ритма на двухдольный песенный, к примеру).