Творцы о творчестве и коллегах


Творцы о творчестве и коллегах
Литературная среда смердит.
А.Блок.

А.И. Тимофеев. Русская советская литература, 1955, 10-е издание.
Из 434 страниц 118 посвящены М.Горькому. По 1-2с творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева; немножко больше 2-3с творчеству писателей «принявших» октябрьскую революцию: В.Брюсову, А.Блоку, С.Есенину.
Таким образом, вся литература начала 20 века проходит под знаком творчества Горького, то есть никаких Серебряных веков не было.
Главный идеолог партии А.А.Жданов в своем докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград» у 1946 году несколько раз вспоминает Белинского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского. Похоже, других русских писателей он просто не знает.
Послушаем автора книги: «Эмигрировав за границу, Бунин не создал чего-либо заметного». Очевидно именно за это ему и дали Нобелевскую премию.
«Характерной чертой символизма является низкопоклонство перед Западом, бывшим одним из ранних форм безродного космополитизма».
В.Брюсов большой любитель председательствовать на всевозможных собраниях и совещаниях попытался вписаться в новый режим и даже вступил в партию. В начале прошлого века прозорливые люди начали говорить о возможности Китая залить Европу своими многомиллионными массами. В. Брюсов прореагировал на это так: «О, придут не китайцы, избиваемые в Тяньцзине, а те – более страшные – втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики».
В послевоенный период преуспели и стали лауреатами: С.Бабаевский «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей», П.Павленко «Счастье», Е.Мальцева «От всего сердца», Г.Николаева «Жатва», Авдеев «Гурты на дорогах», Бубенков «Белая береза», Кетлинский «В осаде», Панова «Спутники». В этих книгах все правильно, начиная с названия, все в духе соцреализма. Но кто их сейчас помнит?

У Есенина талант пошлости и кощунства. А.Блок.
У А.Толстого все испорчено хулиганством, отсутствием художественной меры. А.Блок.
Мало я знаю писателей, кого так не любили бы, как Брюсова. Родом из купцов, ненавидящих «русское», смесь таланта с безвкусием, железной усидчивости с грубым разгулом… Тяжкий, нерадостный человек. Б.Зайцев.


Иван Бунин
Парчевая проза Бунина. В.В.Набоков.
Все предки мои были связаны с народом и с землей, были помещиками. … в том плодородном подстепье создавали заслон … и оттуда вышли все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым.
Андреев талантливая натура, умнее своих произведений, но сбитый с толку Горьким. Запойный трагик Андреев.
А. Пушкин. Хотя он еще многого не мог знать, но у него был совершенно непогрешимый инстинкт, какое-то небывалое чудовищное чутье.
И уж совсем необъяснимое для меня чудо Лермонтов. Не перестаю им восхищаться. В 28 лет так хорошо, безошибочно знать.
Умнее Фетушки человека нет. Л.Толстой.
Бунин выше ставил Тютчева.
Цветаева с ее неприкращавшимся всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах.
Буйный пьяница Бальмонт.
Морфинист и садистический эротоман Брюсов.
Про обезьяньи неистовства Белого и говорить нечего.
У Бальмонта и Блока все сверх всякой меры красиво, красноречиво, они не знают, не чувствуют, что высоким стилем все можно опошлить.
Хлебников грязен и неряшлив (физически). …Элементарные залежи какого-то дикого художественного таланта были у него.
В гимназии Маяковского прозвали Идиотом Полифемовичем. Редкий хам.
Маяковский останется в истории литературы большевистских лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства, по части литературного восхваления его и тем самым воздействия на советскую чернь…
Маяковский с его злобной, бесстыдной, каторожно-бессердечной натурой, с его площадной глоткой, с его поэтичностью ломовой лошади и заборной бездарностью…
Третий Толстой. О А.Н.Толстом:
Редкая личная безнравственность.
Восхитительный в своей откровенности циник, ловкий рвач, но и щедрый мот.
«Не умеете себя подавать людям», - А.Н.Толстой.
Горький совершенно неистощимый говорун с несметными по количеству и разнообразию гримасами, то опять-таки страшно мрачными, то идиотски радостными с закатыванием под самые волосы бровей и крупных складок старого широкоскулого монгола; он вообще ни минуты не мог побыть на людях без актерства, без фразерства, то нарочито без всякой меры грубого, то романтически восторженного… и всякой прочей гомерической лжи; был ненормально глуп в своих обличительных писаниях.
Горький родился в 1868 году в среде вполне буржуазной: отец управляющий большой пароходной конторы; мать – дочь богатого купца красильщика.
Все молодое уже исчезло в нем – а с ним это случилось очень быстро, - цвет лица стал у него грубее и темнее, суше, усы гуще и больше, - его уже называли унтером, - на лице появилось много морщин, во взгляде – что-то злое, вызывающее.
Дубовая высокопарность и мерзкое безвкусие.

Не могу отнестись к Горькому искренно, сам не знаю почему, а не могу… Горький – злой человек. Он похож на семинариста, которого насильно постригли в монахи и этим обозлили его на всех. У него душа соглядатая, он пришел откуда-то в чужую ему ханаанскую землю, ко всему присматривается, все замечает и обо всем доносит какому-то своему богу. А бог у него – урод, вроде лешего или водяного деревенских баб. Л.Толстой.
Чехов говорил Толстому: «Горький добрый». А он: «Нет, нет, я знаю. У него утиный нос, такие носы бывают только у нечистых и злых. И женщины не любят его, а у женщин, как у собак, есть чутье к хорошему человеку».
Много тогда шумел Горький, но по-другому, шумом мутным и безвкусным, как безвкусен, груб, плебейски плоским был всегда. Борис Зайцев.
В «Легенде о Фергуссоне» А.Грина, 1928, есть узнаваемая фигура Горького Сиропа «Сварливый взгляд и длинный угреватый нос».
Как же и Л.Андреев и М.Горький были «Прогресивные писатели», а Достоевский и Толстой – русские одиночки – гении. «Гений это так мало». В.Розанов.

Розанов о Достоевском.
Душу мою писал Достоевский.
Демоническая оратория Достоевского. Жестокий талант.
Диалектика есть гениальная вещь, но диалектика есть и бесовская отчаянная вещь Сам страдал от гибкости: ибо это что-то адское. Не только умом, но сердцем, но пафосом, восторгом, умилением.
Гений Достоевского покончил с прямолинейностью мысли и сердца, русское познание он невероятно углубил, но и расшатал.
Сделал копеечными скудоумными и нищенскими Белинского, Писарева, Щедрина.
Полный воображения, мечты, тревог, тоски и вообще «по-ту-стороннего» мира.
Показал нам ненаказуемость порока, безвинность преступления.
Выступает апофеоз проституток, каторжников, убийц, алкоголиков.
Достоевский как пьяная нервная баба, вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пороком «завтрашнего» и певцом «давнопрошедшего».
Почитать Достоевского – за голову схватишься. «Ничего не вижу», «полная тьма», «дня и ночи не различаю», «ум за разум стал заходить», «праведный убийца», «святая проститутка».
Достоевский, который терся плечом о плечо с революционерами (Петрашевский) – имел мужество сказать о ней: «Мошенничество». «Русская революция сделана мошенниками». (Нечаев, «Бесы»).
Гений его нарастал, но и безумие его все возрастало.
Он был величайший, небывалый русский интеллигент, и притом типичный в своей житейской захудалости, в своих нервах, в своем угаре и сбивчивости.
Достоевский типичнейший русский интеллигент – бездомный скиталец, не имеющий в багаже своем ничего кроме идей, кроме разгоряченной головы, кроме мировых вопросов, тревог.

Бедному Достоевскому досталось больше других.
Горький сказал, что он гений, но это злой гений наш. Изучать в школе его начали с конца 1950-х годов, а о «Бесах» мы узнали в самом конце 1980-х, как и о многом другом.
Злонамеренный человек. Н.К.Михайловский.
В книге В.Вересаева «Живая жизнь» три повести: «Человек проклят» (Достоевский), «Да здравствует весь мир» (О Льве Толстом) и «Апполон и Дионис» (О Ницше). Впрочем, повести этого автора «Пушкин в жизни» 1926 и «Гоголь в жизни» 1933, кажется так и не переиздавались.
Приведу несколько высказываний Вересаева.
«В душе художника вечная беспросветная осень.
Эта слепота Достоевского на все живое слишком ужасна и трагична, чтобы можно было смеяться.
Никто не живет. Каждый превратил свою душу в какую-то лабораторию, сосредоточенно ощупывая свои хотения, вымеривает их, сортирует, уродует, непрерывно ставит над ними самые замысловатые опыты, - понятно, что непосредственная жизнь отлетает от истерзанных хотений.
Роковой круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения. Добровольная искательница страданий. Эгоизм страдания».
А вот с этой фразой трудно не согласится:
«Рассудок – только какая-нибудь одна двадцатая доля всей моей способности жить. Натура человеческая вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет…»

Лев Шестов написал целую книгу под названием «Достоевский и Ницше».
«Достоевский – адвокат дьявола.
У Достоевского везде неистовства, надрывы, плач, скрежет зубовий.
Он словно нарочно, растаптывает на наших глазах дарование, красоту, молодость, невинность. В его рассказах больше ужасов, чем в действительности.
В его душе проснулось нечто стихийное, безобразное и страшное – но такое, с чем совладать ему было не по силам.
«Я тебе должен сделать одно признание, - сказал Иван, - я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве дальних». В этих словах вся психология самозваных «спасателей человечества», «преобразователей мира».
Б.Сучков пишет, что отношения Ставрогина и Хромоножки в «Бесах» наполнены мрачным самоистязанием, которыми был помечен брак русского барина и нищей юродивой.
Потомок многих поколений униатских священников с Волыни Достоевский, как и все неофиты и янычары, стал проповедником великодержавия и особенно ненавидел поляков.

Краткие итоги.
И тем не мение, со школьной скамьи Достоевский, в отличии от Горького, остается одним из моих любимейших писателей. Глубочайший психолог, не побоявшийся заглянуть в бездну. Он помагает мне воспринимать людей, такими как они есть, а не таким какими бы я хотел их видеть, прощать их слабости и недостатки.
Достоевский как никто заглянул в бездны человеческой души и сделал это с завораживающей гениальностью. У него все безумцы, как у Льва Толстого все герои - люди разумные и мыслящие. Удивительное дополнение двух гениев, живших в одну эпоху, вращавшихся в одной среде и никогда лично не встретившихся.
Толстой написал в свое время разгромную статью о Шекспире. Но это не мешает нам любить и Толстого и Шекспира. Каждый индивидуален и неповторим.
Художниками и поэтами стают, или потому что без этого не могут, или потому что вообще больше ничего не могут.
Проходят минуты мира сего.
«Писатель не есть нечто среднестатистическое, чем он обязан бы быть, если он должен был бы быть объективным; писатель это неповторимая индивидуальность, субъективность, он смотрит только своими глазами, чувствует только своим сердцем, - и величайшие писатели земли велики не потому, что создали объективную поэзию, но оттого, что писали, прекрасно, страстно, по-своему», - Кнут Гамсунг.
«Одно хорошо: от жизни человечества, от веков, поколений остается на земле только высокое, доброе и прекрасное, только это», - Иван Бунин.
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 20097 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про

Краткое описание и ключевые слова для: Творцы о творчестве и коллегах

Проголосуйте за: Творцы о творчестве и коллегах


    Произведения по теме:
  • Диагноз – косоглазие
  • Слово о русской литературе: размышляя о прочитанном. Прочёл на этом сайте заметки человека, сокрывшего своё имя, о русской литературе. Когда автор рассуждений начал считать, в скольких и в каких
  • Послеоктябрьские судьбы русских писателей
  • Судьбы русских поэтов и писателей после Октябрьской революции. Кто остался, кто уехал, сколько прожили. Оставшиеся на Родине Волошин и Грин умерли своей смертью очень вовремя: в 1932 г. Уехавшие и
  • О себе
  • Из последних записей поэта, переводчика, философа и педагога Сергея Кирюты (1952–2005). Исповедь о себе, о своей цели в жизни.

  • Валерий Кузнецов Автор offline 25-09-2022
Интересная подборка... Жаль, что бессистемно
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: