Серебряный век

Серебряный век русской поэзииСовершенно уникальное явление не только в русской поэзии, но и в культуре – вспышка, фейерверк серебряного века. По своей мощи поэзия серебряного века сравнима с русским романом второй половины XIX века. Официально серебряным веком называют 1892–1917 годы. Ведущим направлением этого периода становится символизм. Культура серебряного века – это городская культура. В тоже время она отражала страх перед будущим, которое мыслилось как век «бесчеловечной механизации».



Серебряный век русской культуры.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стал.
                        Анна Ахматова

1. Расцвет.

Конечно, пушкинской весною
Вторично внукам, нам, не жить:
Она пошла своей чредою,
И вспять ее не возвратить.
          Константин Случевский

Золотой век пушкинской эпохи – это робкое приобщение России к Европе, к мировой культуре.
Их предшественники Н. Карамзин, А. Сумароков, Г. Державин, Д. Фонвизин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский писали на каком-то непонятном книжно-вымученном языке. Главную задачу поэзии они видели в прославлении государя и военных побед.
Либерально настроений Александр Первый начал заботится о просвещении. Он открывает Царскосельский лицей. Так впервые в России появилась крошечная группа относительно свободных людей, которые, собственно, и создали современный литературный русский язык. Это были представители дворянско-княжеских фамилий. Продолжением этого направления стали Тютчев и Фет, а достойным завершением дворянско-усадебной поэзии стал Иван Бунин.
«Бунин усадебный, деревенский писатель в ссоре со своей индустриальной эпохой и ни в чем не уступил ей ни на йоту», – К. Чуковский.
Постепенно в поэзию начинают проникать крестьянские поэты-самоучки, а несколько позже возникает революционная поэзия с ее культом героической гибели. Вместо усадебной поэзии приходит городская поэзия разночинцев.
Но в целом для послепушкинской эпохи характерно развитие русского романа: Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров и в завершении Бунин затмили своими произведениями поэзию 20-х – 30-х годов XIX века.
Благодаря реформам Александра Второго Россия становится относительно свободной, а главное, открытой страной.

Дитя столицы, с юных дней
Он полюбил ее движенье…
                 Семён Надсон

И это породило совершенно уникальное явление не только в русской поэзии, но и в культуре – вспышка, фейерверк серебряного века. Серебряный век – это первое и последнее поколение свободных или почти свободных людей в России. По своей мощи поэзия серебряного века сравнима с русским романом второй половины XIX века. Официально серебряным веком называют 1892–1917 годы. В 1904 году И. Анненский писал о пятнадцатилетней истории русского модернизма.
У этих людей был уют, у них был досуг. Они получили достойное образование, владели несколькими языками, имели возможность знакомится с европейской культурой, почти все они много путешествовали по Европе и миру. Ведущим направлением этого периода становится символизм – «дитя города. Он культивируется и он растет, заполняя творчество по мере того, как сама жизнь становится все искусственнее и даже фиктивнее», – так писал Иннокентий Анненский. Он по возрасту должен быть патриархом символизма, но его единственная книга поэзии вышла в 1904 году, когда уже была целая плеяда поэтов, так или иначе связанных с символизмом.
Эти люди живут в своем замкнутом изолированном мире. Их страдания часто надуманы и искусственны. «С жиру бесятся». Хотя в них и есть предчувствие надвигающего ужаса. Другой стороной такого творчества становится мистицизм, который родился раньше серебряного века. «Мистицизм, закрывающий от людей солнце и стирающий краски, был неумолим к нашей поэзии; в его черный синодик записаны лучшие русские имена: Жуковских, Гоголей, Толстых и Достоевских», – несколько пессимистически писал И. Анненский.

Привыкши выковыривать изюм
Певучести из жизни сладкой сойки…
                      Борис Пастернак

С другой стороны, только «мистическое содержание» и импрессионизм способны расширить художественную выразительность современной русской словесности. При этом Мережковский пишет, что все три составляющие присутствуют в творчестве Толстого, Тургенева, Достоевского, Гончарова.
Символисты старались избавиться от иллюзий, предрассудков, миражей создавших их предыдущих поколений. Они отрицали старое и создавали новое уже со своими предрассудками.
Культура серебряного века – это городская культура. В тоже время она отражала страх перед будущим, которое мыслилось как век «бесчеловечной механизации». «Город, хватающий щупальцами и пожирающий народ», – так выразился А. Блок.
Поэзия заявляет о своем праве на изображение, в первую очередь, человеческих эмоций, причем сугубо индивидуальных.
«Новая поэзия отказывается от чисто описательного и просветительского изображения жизни. Она ищет точных символов для ощущений; то есть реального субстрата жизни, и для настроений, то есть той формы душевной жизни, которая больше всего роднит людей между собой, входя в психологию толпы с таким же правом, как и в индивидуальную психологию», – И. Анненский.
Одной из характерных особенностей этого вполне благополучного периода было предчувствие гибели, ожидание гибели, и как это ни странно, жажды гибели. Анна Ахматова пишет о своеобразной эпидемии и даже моде на самоубийство среди молодых. Дважды пытался покончить жизнь самоубийством Бальмонт.
К. Чуковский пишет: «Вечный русский соблазн самоумаления, смирения, страдальчества, кротости, бедности, манивший Тютчева, Толстого, Достоевского, обаятелен и для нас».
Наиболее полно поэзия серебряного века представлена в вышедшем в издательстве «Детская литература», относительно небольшом, всего 256 страниц, сборнике «Там шепчутся белые ночи мои», где представлено 16 поэтов. В свой список я добавил еще 7 писателей.
Бальмонт назвал свою литературоведческую книгу «Поэзия как волшебство». Возникает поэзия «недосказов», для которой важно, по словам Гегеля, «не самое событие, но отражающийся в нем душевный строй».
В. Брюсов писал, что перед европейской войной в русской поэзии было только два живых течения: символизм и футуризм. Символизм – музыкально-акустический, ритмо-мелодический. Акмеисты и футуристы захотели заново ощутить произносительно-смысловую стихию слова. Акмеисты выступали за равноправие ритмических и смысловых элементов.
Если на «башне» Иванова собирались преимущественно поэты, то по «средам» у Мережковских – люди более склонные к теологии и философии. Мережковские много общались со староверами, и они почти сразу нашли общий язык. В 1905 году Мережковский объявил, что самодержавие от антихриста. Правда, староверы знали об этом еще в 1666 году. Староверие было одной из точек соприкосновения его с М. Пришвиным.
Мережковский мечтал создать новую Всеобщую Церковь, как объединение всех Церквей, вернуть людям понимание Единого Бога. Он не поддержал Льва Толстого в его противостоянии с официальным православием. Позже они вроде бы помирились, но полного взаимопонимания так и не было. Каждый проповедовал по-своему.
В доме Мережковских (дом Мурузи) собиралось Русское философское общество (РФО, 1907–1917), бессменным председателем которого был Николай Бердяев, а среди участников – Лев Шмелев.
В среде художников возникает общество и журнал «Мир искусств». В отличии от реалистов и народников-передвижников, он ориентирован на модерн и символизм. Свои задачи в искусстве мирискусники видели не в точном отображении действительности, а в выражении личности художника. Серебряный век защищает право человека быть не винтиком, а личностью. «Каждая человеческая личность, поскольку она воспринимает мир, является неизбежно для самой себя центром этого мира. Сколько людей, столько и мировых центров. Каждый человек изо всех миллиардов и миллиардов людей является для своего сознания той точкой, где сходятся все радиусы мира», – так об этом писал Корней Чуковский. «Милая должность – очарование свободой», – так писал о К. Чуковском Ю. Буртин. Чуковский как никто другой умел радоваться жизни и мужественно переносить удары судьбы. Этому он учил и других.

2. Русская новелла с начала ХХ века до 1990.

В ней мы встречаем замечательные, в т.ч. и ранее запрещенные имена писателей серебряного века. Ведь новелла – это своего рода переход от поэзии к прозе. Она передает неуловимые оттенки чувств, темные и бессознательные метафизические и мистические прозрения.
Мережковский мечтал о высшей религии Духа, где «любовь и земля получат признание без осуждения любви к небу». Он стремился объединить в одну религию все светлое, всех мудрецов всех времен и народов. Мечтал о синтезе язычества и христианства, примирить плоть с духом, любовь земную и небесную. Стремился к синтезу между философией и теологией, разумом и откровением.
В новелле «Святой Сатир» выступает как символ единства и примирения язычества и христианства. «Святое сияние на рогатом челе Сатира».
Практически все поэты серебряного века находились под сильным влиянием философии неземной любви, небесной Софии Владимира Соловьева. Массовое увлечение некой абстрактной Прекрасной Дамой сыграло злую шутку с многими мечтателями серебряного века. Многие из них, включая А. Блока, А. Ахматову, так и не смогли создать полноценную долговечную и надежную семью.
А вот Г. Чулков в статье «О софистике» писал: «Роковое разделение души и тела, неба и земли неизбежно приводит к какой-то лукавой дилемме… Между сияющей ледяной вершиной и цветущей долиной разверзается пропасть».
В своей новелле «Отмщение» он пишет: «когда-то этот великий человек (Вл. Соловьев) бежал от своей возлюбленной». А в конце новеллы этот уже старик оказывается на коленях перед юной женщиной.
Достойный ответ, как мне кажется, всем этим бесплодным и бесплотным мечтателям дал замечательный поэт Леонид Мартынов.

Допустимо ли средь бела дня
Звезд пыланье?
Не за помыслы кори меня
И не за желанья,

Не за бредни ты меня кори
И не за грезы,
И не за поэзию цени
И не за прозу,

Потому что если б стал смотреть,
Стал ждать я,
Только думая тебя согреть,
А в объятья

Не схватил тебя, грубоват,
С кровью в теле, –
Вот когда бы был я виноват
В самом деле.

1977

У него же есть поэма «Волшебство поэзии» о визите Бальмонта к своему брату-судье в Омск.

В своей новелле «Вымысел» З. Гиппиус поднимает серьезную тему расплаты за знание, за попытку заглянуть в тайное, неведомое, узнать свою судьбу. Говорит о благостном законе неведения, счастье незнания, веры, ожидания, надежды. Всегда нужно помнить, что попытка постичь запретное, запредельное может закончиться дурдомом. Показательна в этом плане судьба Бальмонта.
«Безгласно перекатываются темные волны темного Будущего через недвижные рубежи Настоящего, чтобы превратиться в уже видимое, ведомое Прошлое. Боязнь отделить ясностью Настоящего – ведомое от неведомого».
Но небесное не обязательно ангельски-божественное, оно может быть и дьявольским, сатанинским. Об этом пишут Амфитеатров «Мертвые боги», Чулков «Голос из могилы», Гумилев «Лесной дьявол», Сологуб «Отравленный сад», «Очарование ночами».
Сама поэзия серебряного века отнюдь не охватывает всю поэзия на стыке XIX и XX веков. Продолжает существовать более приземленная поэзия крестьянских поэтов-самоучек. Была революционная поэзия с ее культом жертвенной смерти. Если акмеизм как форма протеста против крайностей символизма все-таки еще вписывается в серебряный век, то футуризм уже был совсем другим. Оставались приверженцы классицизма, тот же И. Бунин.
К футуристам Брюсов причислял Н. Гумилева, С. Городецкого, позднего О. Мандельштама, относил к ним и Б. Пастернака. Переболел эгофутуризмом и Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотареев), который в феврале 1918 года на вечере в политехническом институте был провозглашен «королем поэтов».
Громкое ораторское слово пришло на смену тихой, интимно-лирической речи. Будетляне пользовались «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми, хитрыми сочетаниями».
Просто нужно помнить, что значительные поэты всегда выходят за рамки одной школы и одного направления. Лицо поэта в поэзии – маска.



Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 20254 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про
Серебряный век русской поэзииСовершенно уникальное явление не только в русской поэзии, но и в культуре – вспышка, фейерверк серебряного века. По своей мощи поэзия серебряного века сравнима с русским романом второй половины XIX века. Официально серебряным веком называют 1892–1917 годы. Ведущим направлением этого периода становится символизм. Культура серебряного века – это городская культура. В тоже время она отражала страх перед будущим, которое мыслилось как век «бесчеловечной механизации».



Краткое описание и ключевые слова для: Серебряный век

Проголосуйте за: Серебряный век


    Произведения по теме:
  • Диагноз – косоглазие
  • Слово о русской литературе: размышляя о прочитанном. Прочёл на этом сайте заметки человека, сокрывшего своё имя, о русской литературе. Когда автор рассуждений начал считать, в скольких и в каких
  • Послеоктябрьские судьбы русских писателей
  • Судьбы русских поэтов и писателей после Октябрьской революции. Кто остался, кто уехал, сколько прожили. Оставшиеся на Родине Волошин и Грин умерли своей смертью очень вовремя: в 1932 г. Уехавшие и
  • Русская литература и её классики
  • Русские поэты и писатели XIX века. Русская литература и её классики. Речь здесь пойдёт о классиках отечественной культуры...

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: