Американская троица

Американский романтизм в литературе XIX векаАмериканский романтизм в литературе XIX века. Троица основателей американской литературы: Фенимор Купер, Генри Лонгфелло, Эдгар По. В романах Купера сочетается реализм видения и романтизм повествования. В произведениях Генри Лонгфелло царствует нетленная красота, высокая гармония. Эдгар По создал поэзию ужаса.


Троица основателей американской литературы


Джеймс Фенимор Купер (1789–1851, 62 года)


Джеймс Фенимор Купер«Американцы не имеют своей национальной литературы», – не без основания утверждал в 1818 г. журнал «Британский критик». В это время уже писали Вашингтон Ирвин (1783–1859) и Чарлз Бронден Брауни (1771–1816). Для того чтобы получить признание на родине, нужно было сначала напечататься в Англии. Но первым подлинно американским писателем стал Фенимор Купер. В 1821 г. выходит его роман «Шпион», который стал событием в литературной жизни США. В 1822 г. он опубликовал «Пионеры», первый из знаменитой пенталогии о Натаниэле Бампо. «Последний из могикан» – вершина творчества и, пожалуй, самая известная из этих книг. «Прерия» – роман о философии отшельника, который умер, как и жил, на природе. «Зверобой» – последняя книга о Кожаном Чулке.

«Безграмотный Бампо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь», – писал М. Горький. В свою очередь, Ф. Купер пишет о благожелательном отношении к его творчеству русской интеллигенции.

В романах удачно сочетается реализм видения и романтизм повествования. Куперу удалось создать обобщающий образ охотника и зверолова. Он мастерски показывает в своих романах разнообразие характеров, самобытность мышления героев. Он раскрывает чувства, древние как мир: любовь и ненависть, благородство и мечтательность, честность, долг и предательство. Автор показывает столкновение романтического образа жизни первопроходцев-пионеров с наступающей прозой и прагматизмом цивилизации. Он показывает самобытность и незаурядность этого образа, приподнятость его над окружающими людьми, его близость к природе.

С семи лет Ф. Купер с семьей живет в Европе. Здесь он познал пренебрежительно-невежественное, высокомерное отношение к Америке и американцам. Всем своим творчеством он разрушал этот старый предрассудок. «Пишет, что в старых странах множество романтических причуд, сросшихся с каждой крышей и деревом, холмом и равниной. А здесь, насколько хватает глаз, все скучно, плоско, и надо всем равномерно разлит красный цвет буден», – так говорил американский литератор Ван Вик Браун. Фенимор Купер смог показать красоту этого, на первый взгляд, неприметного мира, более того, он заставил весь мир восхищаться жизнью первопроходцев и индейцев.

Он прожил яркую и насыщенную жизнь. Еще в юности плавал простым моряком. Море стало еще одной из любимых тем Купера. Он написал 34 романа, множество очерков, публицистических и исторических книг. На траурном собрании, посвященном его кончине, в 1851 г. председательствовал Вашингтон Ирвинг. Фенимор Купер и на сегодня остается одним из любимых писателей, особенно для юношества, которому есть чему поучится у его героев. О порожденной им индианологии мы поговорим немного позже.


Генри Уодсуорт Лонгфелло (1807–1882, 75 лет)


Иных манят пустынь пески,

Скитанья в вечных льдах…

А мне – движением руки

Открыт весь мир в стихах.


  Генри ЛонгфеллоЭдгар По и Генри Лонгфелло были основателями американской литературы. Было у них и много общего, хотя в вопросах творчества, а особенно образа жизни, они были антагонистами. Обоих волновала несоответствие высоких требований и реалии жизни. У Э. По невозможность защититься искусством от пошлости окружающего мира порождало отчаяние, у Лонгфелло – только сдержанную грусть и жажду отгородится от реальности, уйти в себя, отдаться чистому созерцанию.

Генри Лонгфелло родился и прожил всю жизнь на берегу океана. В его стихах дышит океан, строятся и плавают морские суда. Но он не певец борьбы, стихии и хаоса. В его произведениях царствует нетленная красота, высокая гармония. Он певец сумерек и покоя. Идеальное время для творчества и ухода в огромный мир поэтов, писателей, творцов. Символ всего этого – свой дом, своя библиотека. Жил он в доме Д. Вашингтона. Мне также достался дом довольно известного государственного деятеля. Говорят, что счастлив тот, кто с удовольствием идет на работу и с радостью возвращается домой. Я сполна познал эту радость.

У Лонгфелло сложилась репутация олимпийца. Несколько десятилетий он был преподавателем в Гарвардском университете. Окружали его люди, для которых такое же спокойное кабинетное житие было нормой существования. В Америке их называли «браминами». Из российских поэтов, на мой взгляд, этому ближе всего отвечал образ жизни Иннокентия Анненского.

Наиболее известное произведение Лонгфелло – эпическая поэма о преданиях индейцев «Песнь о Гайавате». Это великий гимн миру, прикосновение к чистым родникам индейской фольклорной образности. Лучший переводчик этой поэмы Иван Бунин писал: «Лонгфелло всю жизнь посвятил возвышенному и прекрасному».

Современники оценили это служение. Никто из литературных современников Генри Лонгфелло не знал такой прижизненной славы. 75-летний юбилей поэта был широко отмечен американской общественностью. А через две недели Лонгфелло не стало.


Все сердцем бы музыку слушал

Из чутких потемок души.


Эдгар Аллан По (1809–1849, 40 лет)


«Он был страстный и причудливый безумный человек»
Э. По «Овальный портрет»


   Эдгар ПоЭдгар По родился 19 января 1809 г. в семье актеров бродячей трупы. Его родители умерли, когда ему было два года. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец Дж. Аллан. Когда Эдгару было 6 лет, семья переехала в Англию, а в 1820 г. вернулась в Штаты. Осенью 1826 года произошел разрыв Эдгара и Дж. Аллана. Вот как он пишет об этом: «Теперь я могу сказати, что твое образование завершено – значит, настало время тебе самому заботиться о себе, и наилучшее, что ты можешь сделать – это улавливать носом, куда ветер дует… (Тут он спустил меня с лестницы и пинком выгнал в двери). Так что выметайся из моего дома, и да благословит тебя Бог!

Для Эдгара По началось скитальческое, полунищенское существование.

Эдгар По прожил яркую, насыщенную жизнь. Красивый, сильный и ловкий, отличный наездник, пловец, музыкант, он поражал окружающих своими разносторонними дарованиями. Он получил великолепное классическое образование. Прекрасно знал древнюю литературу, античную и современную философию и социологию, глубоко разбирался в символизме христианства и в дебрях богословия. Недаром во всех изданиях комментарии и разъяснения занимают добрую четверть объема книги.

Один из американских парадоксов состоит в том, что прагматизм обыденной жизни породил мощную романтическую литературу.

Великий романтик, По был бунтарем, все время бросающим обществу вызов. В своих произведениях он показал трагедию личности, с предельной обостренностью воспринимающей мир, ее метания духа, крушение иллюзий, конфликт с серостью эпохи. Бывает удивительно напряженное состояние ума, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя. Это можно назвать праздником умственной жизни, но такое состояние приближает к мирам запредельным. Эдгар По и в жизни, и в творчестве – это сама напряженность, воплощенный экстаз. Поэзия красоты в жажде Красоты, более безумной, чем та, которую нам может дать земля.

Он создал поэзию ужаса. Писал прекрасные стихи и поэтическую прозу. «В Падении дома Ашер» он нарисовал душевное распадение личности, гибнущей из-за своей утонченности», – писал Андрей Белый. Его привлекало все таинственное, необычное, чрезвычайное, страшное, то что уклоняется от унылой будничности. В произведениях Эдгара По – жуткая и таинственная атмосфера. Он смог показать безумную веселость безысходного ужаса. Обладая умением проникнуть в глубины человеческого сознания, он обнаруживал страшное, необычное, таинственное в человеческих чувствах, страстях, пристрастиях и пороках. Читать его желательно в ситуации стабильности и покоя.

Он стоит у истоков символизма, его считают творцом детективного жанра, одним из зачинателей литературы ужасов. Он прокладывал дорогу реализму, который Достоевский назвал «фантастическим», в смысле какой-то особой проницательности, позволяющей постичь лишь кажущееся невероятным, невыдуманным в самой действительности.

Ф. Достоевского привлекла эта тонкость психологического анализа, сила воображения, проявляющаяся в поразительной рельефности деталей. Достоевский написал предисловие к подборке рассказов Э. По в журнале «Время» в 1861 г.

«Э. По почти всегда берет самую исключительную действительность, ставит своего героя в исключительное внешнее или психологическое положение, и с какой силой проницательности, с какой поражающей верностью рассказывает он о состоянии души своего персонажа! Очень часто души объяты ужасом, который испытывал сам Э. По». Это из высказываний Ф. Достоевского. Далее наш писатель указывает на «материальность» этой фантастики. Фантастическое в произведениях оказывается осязаемым, обыденным.

Н. Гумилев назвал Э. По «великим математиком чувств». Эдгаром По увлекались Герман Гессе и Андре Моруа. Восхищался его поэзией К. Бальмонт, который перевел множество его стихов, издал книг,у для которой написал очерк жизни Э. По «Гений открытий». Много и с удовольствием переводил стихи Э. По и В. Брюсов, который к своим переводам тоже поместил биографический очерк писателя.

Любил творчество Э. По и сам был очень близок к нему как по характеру, так и по творческой манере Леонид Андреев.

На формирование неповторимого и оригинального стиля А. Грина наложило творчество американского писателя. Портрет Э.По висел и сейчас висит над кроватью нашего великого романтика.

Есть какая то мистическая связь между Н. Гоголем и Э. По. Оба родились в 1809 г. Умерли при загадочных обстоятельствах, довольно молодыми: Э. По в 1849 г. сорокалетним, Н. Гоголь в 1852 г. в сорок три года.

В 1835 году Э. По пишет «Быть великим цабе» – произведение об особой науке «носологии», т.е. об умении держать нос по ветру и задирать его повыше. Произведение довольно сложное, даже для Э. По, и его редко включают в сборники.

В этом же году Н. Гоголь пишет свой загадочный «Нос», который отказываются печатать журналы. А. Пушкин опубликовал его в своем «Современнике»: «Мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделится с публикой удовольствием, которое доставила нам эта рукопись».

Э. По пишет «Овальный портрет». В 1836 г. в сборнике «Арабески» Гоголь печатает повесть «Портрет» о судьбе художника, продавшего и тем самим предавшего свой талант. В финале первой редакции старый художник открывает своему сыну свою тайну – «уже скоро, скоро приближается то время, когда искуситель рода человеческого, антихрист народится в мир. Ужасно будет это время…»

(Но во втором издании, написанном в Италии в 1842 г., Гоголь существенно перерабатывает повесть, и в ней будет совсем другой финал. Здесь Н. Гоголь решительно отказывается от искусства, вызывающего «мятежные чувства, тревожные чувства», потому что художник и «в тревоге дышит покоем».)

В 1836 г. Н. Гоголь издает сборник «Арабески». В 1839 г. Э. По издает двухтомник своих произведений «Гротески и арабески». Вот такой была мистическая перекличка через океан двух гениев не от мира сего, которые, скорее всего, ничего не знали о существовании и творчестве друг друга.

Американская и русская литературы вообще в чем-то разные, а в чем-то похожие. Мы можем говорить о двухсотлетии той и другой. Ф. Купер обогнал Пушкина на 10 лет. «Шпион» написан в 1822 г. Двадцатые годы XIX века – это становление А. Пушкина, «освобождение от какого бы не было ученичества, его полная оригинальность», как писал Б. В. Томашевский. Тогда же появилась и поэма «Руслан и Людмила», которая дышит вольным воздухом Украины.


В начале 1840-х годов Э. По переживает период недолгого благополучия. Но с 1846 года возобновилась прежняя бедственная жизнь, усугубленная алкоголизмом. Последние годы Э. По были годами метаний, порой полубезумия. Его опора – жена Виргиния – умерла молодой. В 1849 г., в период кратковременного успеха, Эдгар уезжает в Ричмонд, где через несколько дней его находят на полу в бессознательном состоянии, без гроша в кармане. Через несколько дней он скончался.


Читать ещё эссе «Світ американської літератури»


Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Избранное: вопросы литературы
Свидетельство о публикации № 20555 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про

Американский романтизм в литературе XIX векаАмериканский романтизм в литературе XIX века. Троица основателей американской литературы: Фенимор Купер, Генри Лонгфелло, Эдгар По. В романах Купера сочетается реализм видения и романтизм повествования. В произведениях Генри Лонгфелло царствует нетленная красота, высокая гармония. Эдгар По создал поэзию ужаса.


Краткое описание и ключевые слова для: Американская троица

Проголосуйте за: Американская троица



  • Светлана Скорик Автор offline 21-05-2023

Спасибо, Юрий Валентинович, хороший обзор американских классиков-романтиков. Сюда можно было бы ещё Уитмена добавить.

  • Евгений Гринберг Автор offline 22-05-2023

Присоединяюсь.

  • Виталий Челышев Автор offline 27-05-2023

Я всегда Ваш читатель. И мне всегда интересно.

 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: