Сравнение, метафора как поэтические приёмы, сравнения прямые и образные, аллитерация, внутренняя рифма, составная рифма, авторские неологизмы.
В стихию слова входишь, как в воду. Сперва осторожно, по чуть-чуть, долго настраиваясь на нужный лад и нуждаясь в допинге вдохновения (или, как считают, во вдохновителе). Уже чувствуя в себе силу, но не умея ею владеть и подчинять себе. Не умея пока различать все богатства созвучий и красок, которые дает игра со словом. Расставляешь слова или беспорядочно, вслепую, или слишком ученически, аккуратно-правильно. А хочется, чтобы стих лился легко и привольно, как песня, и завораживал других. И здесь важно знать «тайные тропинки» поэзии – те приёмы, которые позволяют не впадать в ученичество, осваивая поэтическую технику. Позволяют соблюдать золотую середину между признанными законами поэзии и собственными, оригинальными дерзаниями.
Метафора
Прежде всего, в этом может послужить игра с яркими, запоминающимися метафорами, с переносом образа на предметы, его напоминающие: «И золотые абрикосы, сверкая, катятся с небес», «Звезды вниз срываются, шурша – это август сцеживает небо в золотое ситечко Ковша». Вот два видения звёздного неба в августе, в пору падающих звёзд, оба оригинальные, по-своему интересные. Только в первом случае звёзды сразу заменяются «золотыми абрикосами», их настоящее название подразумевается, а во втором – использован прием переноса метафоры, упора не на сами предметы, а на действия – их или вокруг них. Таким же образом можно охарактеризовать абстрактные понятия, описывая их с помощью наречий и глаголов, применяемых обычно только с одушевленным существительным: «Время затянулось. Сонно-сонно капают минуты из часов».
Сравнение
Два описания дождя, с использованием зонтиков: «День акварельно размыт разноцветьем зонтов», «Зонтик – цветное спасение – вспыхнет сейчас. Словно бутоны раскроются над головой. Каплями звонко умоется зонтиков рой». В первом примере нет прямых сравнений; пелену дождя, которая ограничивает видимость, автор передает с помощью неологизма – им самим изобретенного слова «акварельно». Во втором – сначала идёт метафора «Зонтик – цветное спасение». Далее зонтики сравниваются сперва с бутонами, которые, к тому же, не просто «раскрываются», а «вспыхивают». Их называют «цветным спасением» (здесь упор именно на эпитете «цветное», очень неожиданно примененном к абстрактному существительному). Наконец, к ним прилагают дополнение «рой», по аналогии с пчелиным роем.
«Ореолится таз с вареньем. Вместе с осами виснет время». Здесь сочетание авторского неологизма «ореолится» со сравнением одушевленных существ – «ос» и абстрактного понятия – «время», которое может в отдельном человеческом восприятии замедляться и даже останавливаться. Отсюда и возможность сравнения.
Сравнивая абстрактные понятия с конкретными предметами, можно добиться и юмористического эффекта: «У вас гордыня из смиренья торчит, как дыня из варенья».
Интересный эффект получается при применении слова или устойчивого словосочетания, характеризующего поведение человека, к аспектам природного мира: «И, с пеной у рта, волна/ Черты на песке слизала», «снега сомлели», а также при переносе эпитета от конкретного предмета на существительное, которое обозначает его действие: «серебряное звякание ложкой» (вместо «звякание серебряной ложкой»).
Чем ярче сравнение и чем более развернуто, тем лучше: «И кажутся созвездиями крошки вокруг пустой кофейной чашки», «Красный кочет жаркого костра тяжкими крылами бьет по сини», «Застит личико ее марлечка тумана», «Бьется сердце под тонкой рубахой перепелкой, задетой косцами». Последний пример – развернутая метафора, создающая параллельно два образа: взволнованного сердца и испуганной перепелки.
Аллитерация
Но метафоры – не единственный прием, дающий поэту возможность почувствовать свою власть над словом. Метафора только создает видимый образ, а вот услышать его звучание позволяет аллитерация – несколько раз повторенный в одной строке (а иногда даже в целом стихотворении) звук или одинаковые звукосочетания: «СЛышу СОЛо СОЛовья», «придет: ГЛазищ ГоЛуБая ГЛуБь», «Рваный КОнтуР КРОн у осоКОРей»; «заПАРки, ПРЯника, ВРАнья» (здесь не только одинаковые, но и просто подобные звукосочетания); «под СЕНью оСЕНней», «Иголочками Иней сел на ветви».
Внутренняя и составная рифма
Еще один прием – рифма внутри одной строки, как бы дополнительная к той, что стоит в конце 1-й–3-й или 2-й–4-й строчек: «Что вместо вместе время мести». Пример сочетания аллитерации и внутренней рифмы.
Интересный прием рифмовки – составная рифма, состоящая из нескольких слов: «Отболевшее и недавнее / Отдирать от себя – не даром ли?».
Завершить этот крошечный, не исчерпывающий всего экскурс в тайники творческой мастерской хочется приемом неожиданной развязки, совмещения противоположных понятий:
В тот вечер говорили мы немало
о клятве и походах Ганнибала...
добре и зле, святых и нечестивых...
...И ты, собрав одежду, прошептала:
– Мне чудится, я в храме побывала.
Это самые главные, но далеко не единственные приемы, которые позволяют автору, с одной стороны, мастерски владеть техникой поэтического творчества на основе знания законов поэзии, а с другой, быть выше косного материала, не чувствовать себя рабом стабильной рифмовки и обычной концовки, рабом привычного сочетания слов и понятий.
Сравнение, метафора как поэтические приёмы, сравнения прямые и образные, аллитерация, внутренняя рифма, составная рифма.
(Цитаты из 13-го выпуска международного запорожского альманаха «Провинция» за 2004 г.)
© Светлана Скорик
Статья опубликована, защищена авторским правом. Распространение в Интернете запрещается, но можно делиться ссылкой в социальных сетях на наш сайт.