Прогулки над бездной

Мистика в творчестве Лермонтова

Прогулки над бездной
(мистика в творчестве Лермонтова)
Шотобриан сказал, что гений соединяет небо и землю. Но есть гении которые пытаются соединить землю и ад. Они бесстрашно спускаются в преисподнюю. Такими в русской литературе были М.Лермонтов и Ф.Достоевский. Причем, если певрвого интересует и небо, и бездна, то второй был неутомимым скитальцем по пропастям человеческого духа. Когда читаешь Михаила Юрьевича, то складывается впечатление, что он часть иной реальности, ему неуютно в своей ссылке на земле, ему хочется ввысь, но он не уверен, что его путь на небо, а не в преисподнюю.
Есть у Лермонтова удивительное даже для него стихотворение «1831-го июня 11 дня», его редко включают в собрания сочинений. Из всей моей лермонтологии оно есть только в двухтомнике, причем без всяких коментариев. 16 летний юноша почти ребенок пишет:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.

…неведомый пророк
Мне обещал бессмертье…

Но для небесного могилы нет.

Есть всему конец:
Не много долголетней человек
Цветка; в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен.

Лишь в человеке встретится могло
Священное с порожним.

Эти стихи вызывают не просто удивление, а какой-то священный ужас.
А вот стихотворение «Смерть»:

…Ужасный жребий ясно для меня
Начертан был кровавыми словами:
Бесплотный дух, иди и возвратись
На землю.

Я вздрогнул, прочитав свой жребий
Как? Мне опять на эту землю…

С отчаяньем бессмертья.

«Стансы»:
Все что любит меня, то погибнуть должно.

Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго.

Не смейся над моей прорческой тоскою:

Но я без страха жду довременный конец.
Давно пора мне мир увидеть новый…

Земля – могила, место ссылки:
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я любил.
(«Молитва»).

Получается, что люди – серые ангелы выбирают сами себе путь или к просветлению приближаясь к белым ангелам и тогда в них проявляются провиденческие свойства, шире и глубже открывается духовный мир; или, наоборот, опускаются к черным ангелам, сводят свою жизнь к чисто материальному. На примере Михаила Юрьевича ми видим какое бешенное сопртивление оказывают демонические силы зла такому восхождению.

Перед тем как перейти к лермонтовской демонологии и теме смерти в его творчестве, поговорим об общей с Т.Шевченком теме богоборчества. Богоборчество может вести как к богоотступничеству так и богосыновству. В обеих наших пророков, как и у Льва Толстого – это путь вверх к Богу.
Богоборчество как высший подлинный этап веры – богосыновство. Рабов у Господа много, сыновей мало. Вспомните выражение «как с сыном выпитое вино» - разговор на равных, полное взаимопонимание и равноправие, не снизу вверх покорный и безответственный взгляд, а глаза в глаза, полное принятие на себя всей ответственности. Счастлив тот кто побывал в обеих ролях и младшего, но равного и старшего, но равного. Это краткий период человеческой жизни 50-60 лет отцу и 30-40 – сыну.
Оставшись в 25 лет без отца, я долго видел в своих снах его своим защитником, а потом по мере того как старел и старился умерший, я увидел уже себя его защитником, хранителем памяти. Сейчас нечто подобное происходит с сыновьями, которые крепче увереннее стоят на земле, лучше ориентируются в изменяющемся и уходящем от меня мире.
Все это прекрасно осозновал Тарас Шевченко и видел все это у Лермонтова.

Стоит напомнить еще несколько удивительных совпадений.
1939 год – начало Второй мировой войны. 125 летие рождения пророков.
1964 год окончательная победа советской бюрократии, отстранение от власти Хрущева, начало «застоя», заката советской империи. (150 летие).
1989 начало падение коммунизма в Европе. (175 летие).
1991 крах СССР. 150-летие со дня гибели Лермонтова.
Основатель русского рода Лермонтовых Георг Лермонт попал в Россиию в 1613 году при захвате русскими крепости Белая.

Михаил Лермонтов по праву рождения имел все, кроме главного – материнской и отцовской любви и ласки. Отсутствие мужского отцовского воспитания многое обьясняет в поведение Лермонтова, который всем стремится доказать, что он мужчина, а не бабушкин сыночек. У Шевченка еще до рождения было отобрано все и он никогда об этом не забывал, и не простил. Родись он рабом в 4-м, 5-м поколении, он бы воспринял свое рабство как норму, но еще дед Тараса Григорьевича был вольным козаком. Гены рабства начисто отсутствуют и в Тараса Григорьевича и в Михаила Юрьевича – в этом общий источник их бунта.
Лермонтов имея все, очень быстро всем и пресытился, но все таки у него иногда проскакивало совершенно детское («как дитя»), радостное отношение к жизни. Шевченко, как никто другой умел радоваться жизни: еде, питью, хорошей одежде, женщинам, друзьям и вообще общению.
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
- это не только о Высоцком. Но с другой стороны оба (по разным причинам) не смогли создать семьи и оставить потомков.

Тема смерти одна из центральных в творчестве Лермонтова. При чем обратился он к ней очень рано. Он постояно к ней возвращается, уточняя детали своей гибели. Что это дар предвидения или он накликал себе гибель (сам себе наврочив, укр.)?
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом.
Похоронили М.Ю.Лермонтова без отпевани далеко от дома и отцовских могил. Дуэль приравнивается к самоубийству.
А через несколько дней пишет «Завещание», а потом через год почти одновременно два стихотворения «Смерть».
Пора. Устал я от земных забот.

Я предузнал мой жребий, мой конец
Кровавая меня могила ждет.

Через 6 лет:
Я знал, что голова любимая тобою,
С твоей груди на плаху упадет.

Не задолго до гибели в 1841 году пишет «Сон»:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,по капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом.
Как известно, напуганые ужасной грозой, друзья Лермонтова не сразу забрали агонирующее тело убитого поэта.
КЛМН. После смерти Михаила Юрьевича самое время поговорить и о смерти Владимира Владимировича.
Не забывайте делиться материалами в социальных сетях!
Свидетельство о публикации № 17163 Автор имеет исключительное право на произведение. Перепечатка без согласия автора запрещена и преследуется...


Стихи.Про
Мистика в творчестве Лермонтова
Краткое описание и ключевые слова для: Прогулки над бездной

Проголосуйте за: Прогулки над бездной


    Произведения по теме:
  • Два пророка
  • Лермонтов и Шевченко
  • Будем помнить и любить...
  • Украинские корни Андрея Тарковского. Дед знаменитого режиссёра Андрея Тарковского Александр вырос в семье классика украинской драматургии Ивана Карпенко-Карого, и воспитывал его человек, влюблённый в
  • Заметка к статье Лео «О духовности»
  • Статья о духовности вообще как о понятии и о духовности в литературе. Отклик на статью Лео «О духовности». Сколько существует духов? Духовны ли атеисты? Духовен ли М. Горький? Причины развала СССР.

  • Валерий Кузнецов Автор offline 28-10-2019
Глубокие подходы, глубокое прочтение...
  • Безух Юрий Валентинович Автор offline 29-10-2019
Спасибо, Валерий Николаевич. Копилось долго, сейчас пытаюсь доводить до ума.
 
  Добавление комментария
 
 
 
 
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: